Шпалеры и гобелены: удивительная история безворсовых ковров
Безворсовые ковры с удивительными рисунками, которые можно увидеть во многих художественных музеях мира, зачастую не привлекают такого же внимания, как живописные полотна. Это связано с некоторым пренебрежительным отношением к предметам прикладного искусства и недостаточной известностью шпалер среди широкой публики. Однако, многие декоративные ковры заслуживают гораздо большего внимания.
Настенная шпалера-решетка
Эта изящная и прочная металлическая конструкция создана с использованием метода холодной ковки. Она идеально подходит для поддержки различных растений, независимо от их веса — от ипомеи и настурции до плетистых роз, глицинии и даже крупноплодных сортов винограда.
Возможно, вы задумывались о том, как украсить свой сад и придать ему особый шарм. Одним из интересных вариантов может быть установка шпалеры. И не просто установка, а создание оригинальной ширмы или беседки, которая поможет не только обозначить границы патио, но и укрыть его от солнечных лучей и посторонних глаз.
Как правильно установить шпалеру?
Если вы решили установить шпалеру как отдельно стоящую конструкцию, например, посередине клумбы, то ей необходимо придать некоторую жесткость. В этом случае вам поможет опорный столб.
В качестве опорного столба отлично подойдет прут арматуры толщиной около 1 см, который нужно вбить в землю на глубину 50 см. Также можно использовать обыкновенный деревянный брусок, но в этом случае необходимо обработать его нижнюю часть смолой и обернуть куском рубероида. Однако стоит учесть, что такой столб прослужит не очень долго.
Не забывайте о том, что при установке отдельно стоящей шпалеры необходимо учитывать воздействие ветра, которому она будет подвергаться. Плотный зеленый «ковер» на ветру превращается во что-то вроде паруса, и конструкция может просто не выдержать нагрузки. Вам же это не нужно, верно?
Для создания каркаса можно использовать деревянные бруски немного большего сечения, чем требуется для самой шпалеры — примерно 25-30 мм. Из этих брусков собирается рама, обычно в форме прямоугольника или квадрата, а решетка — сама шпалера — монтируется непосредственно на ней. Чтобы решетка была более надежной, на раме можно сделать пазы, в которых тонкие планки шпалеры будут закреплены с помощью штифтов.
Если вам нужно установить несколько шпалер вдоль клумбы, дорожек или детской площадки, то лучше всего установить их в виде забора. Чтобы создать раму для такой громоздкой конструкции, рекомендуется использовать бруски разного сечения. Например, для стоек подойдут бруски примерно 3х4 см, а продольные связи могут быть выполнены из более тонких планок с сечением примерно 1х2 см.
Как практичное решение для защиты от сквозняков превратилось в дорогое произведение искусства: Гобелен
Гобелены, или, точнее, шпалеры, возникли как средство защиты от холода и сквозняка. Однако, эта практическая функция не объясняет истинную сущность шпалеры, так как большинство таких изделий в прошлом были настоящими произведениями искусства — предметами чрезвычайно ценными и дорогими. Каким образом эти настенные ковры приобрели такую репутацию?
Исторические шпалеры и их влияние на европейскую культуру
То, что мы обычно называем гобеленом, на самом деле имеет более точное название — шпалера. Это ручная работа без ворса, с изображением только на лицевой стороне, предназначенная для украшения стены. Шпалера создается путем перекрестного переплетения нитей разных цветов с помощью специального инструмента — утки. Нити одновременно формируют и рисунок, и саму ткань ковра.
В древнем мире уже существовали прототипы шпалер. С развитием новой эры, начиная с первого тысячелетия, произошел значительный прогресс в этом виде ткачества. Жители Египта усвоили искусство плетения ковров от народов Месопотамии и сами стали достигать в этом деле значительных успехов. Расцвет шпалерного ремесла пришелся на IV — VII века. Египетские копты создавали ковры, используя льняную основу и шерстяные нити для создания узоров и орнаментов. Вероятно, шпалеры создавались и в античном мире.
Фрагмент гобелена из Байе, XI век, не является ни гобеленом, ни шпалерой. Это вышивка шерстяными нитями на льняном полотне. Его длина составляет около 70 метров, а ширина — немного больше полуметра.
В качестве сюжетов для таких тканых «картин» использовались античные мифы, изображения цветов и фруктов, а позже — библейские предания. На востоке, в Китае, с третьего века до нашей эры плели ковры из шелковых нитей, а затем это искусство переняли японцы.
Что касается особенностей сооружения
Шпалеры могут быть изготовлены из разнообразных материалов, что позволяет дачнику выбрать наиболее подходящий вариант для себя. Для создания таких конструкций можно использовать:
Самым простым вариантом шпалеры является деревянная конструкция. Для ее изготовления не требуются чертежи и специальные расчеты. Достаточно использовать ветки диаметром до 1 сантиметра и подвязывать их проволокой или веревкой.
Сначала мы разбираем и раскладываем подготовленные ветки в соответствии с их размером. Первая ветка втыкается в землю на глубину 12 сантиметров. Затем вторая ветка располагается под углом в 60 градусов к первой, используя тот же принцип. Мы связываем эти ветки вместе с помощью веревки или проволоки. Затем мы связываем вторую пару веток, следуя тому же принципу. При создании шпалеры важно, чтобы ромбовидные формы были одинаковыми. Мы обрезаем выступающие концы веток острым ножом.
Различные виды шпалер и лучший выбор материала
Существуют различные материалы, такие как пластик, дерево и металлические сплавы. Для дачных участков обычно выбирают небольшие деревянные реечки шириной около 15 мм.
Перед тем, как приступить к созданию шпалеры, еще на этапе планирования каркаса, необходимо учесть размеры будущего растения и его потенциал для роста. Чем больше и объемнее будет растение и его листья, тем прочнее и надежнее должен быть каркас.
Однако, следует помнить, что надежность и устойчивость конструкции напрямую зависят от размера ячеек. Если масштаб ячеек будет слишком большим, то вся конструкция будет менее надежной и устойчивой. В то же время, маленькие ячейки создадут мощную, надежную и безопасную структуру.
Было выяснено, что оптимальным вариантом являются ячейки размером не более 100 мм. Брусочки и рейки могут быть соединены друг с другом при помощи гвоздей или других подходящих материалов.
Однако, важно не только правильно выбрать размер ячеек, но и сделать конструкцию однородной. Все ячейки должны иметь одинаковую форму, конструкцию и размер на всей вертикальной поверхности.
Большая советская энциклопедия
(нем. Spalier, от итал. spalliera), это стенные ковры без ворса, которые имеют сюжетные и орнаментальные композиции. Они создаются вручную с использованием техники репсового уточного переплетения. Для создания рисунка используются цветные нити из шерсти, шелка, а иногда даже золотых и серебряных нитей. Нити плотно закрывают неокрашенную основу из шерсти или льна, создавая характерную рубчатую фактуру, характерную для таких ковров. Каждая нить ведется только в пределах своего красочного пятна, что является техникой, известной с античности. Коптские ткани также создавались с использованием этой техники. В зависимости от типа станка, на котором они создаются, существуют два вида таких ковров: готлис, которые создаются на станках с вертикальным креплением основы, и баслис, которые создаются на горизонтальных станках. Для создания таких ковров используется картон, который служит моделью и является живописным эскизом в размере ковра.
Производство шпалер возникло в Западной Европе в 12-13 веках. Средневековые шпалеры широко использовались для украшения жилых и парадных помещений. Они являются примерами монументально-декоративного искусства. Например, «Анжерский апокалипсис» — это семь огромных ковров, включающих 105 сюжетов. Из них сохранилось 77. Они были созданы около 1380 года в мастерской Никола Батайля в Париже по картонам Жана из Брюгге. Еще одна известная серия шпалер — «Дама с единорогом». Эти шесть ковров, относящихся к типу «мильфлёров», были созданы в конце 15 — начале 16 века и хранятся в Музее Клюни в Париже. Они имеют фон, сплошь затканный кустиками цветов.
Основные центры средневекового шпалерного ткачества находились в Париже, Аррасе и Турне. В конце 15 века Брюссель также стал важным центром производства шпалер. В начале 16 века в Брюсселе была создана серия «Деяния апостолов» по картонам Рафаэля для Ватикана. В 17 веке по картонам П. П. Рубенса были созданы серии шпалер. С середины 17 века во Франции были созданы крупные шпалерные мануфактуры, которыми руководили известные художники. Например, Королевская мануфактура Гобеленов в Париже, а также мануфактуры в Бове и Обюссоне.
Излюбленными темами шпалер 17-18 веков были мифология, исторические сюжеты, аллегории, сцены охоты, пасторали и пейзажи (так называемые «вердюры»). В 18-19 веках шпалерное ткачество развивалось в соответствии с требованиями станковой картины, что привело к потере достоинств, присущих старым шпалерам. Однако в середине 20 века декоративные принципы шпалер возродились благодаря творчеству художников, таких как Ж. Люрс и другие.