закрыть
Товаров: Нет
На сумму: 0 руб.
+7(495)
с 8:00 до 22:00 (без выходных)
контактная информация

Кусты названия 2 класс


Кустарники и травы — урок. Окружающий мир, 2 класс.

Кустарники — это растения, у которых несколько тонких одревесневших стеблей, покрытых корой (стволиков).

 

Кустарники — это многолетние растения. Размеры их меньше, чем у деревьев. К этой группе относятся сирень, малина, калина, лещина, боярышник, шиповник, смородина, крыжовник.

 

 

Травы — это растения, у которых сочные зелёные стебли.

 

Травы ниже кустарников. Но есть среди них и великаны — подсолнечник, кукуруза.

 

Травянистые растения не живут долго. Некоторые травы живут на протяжении одного года. Весной они прорастают из семян. Летом цветут. Осенью дают плоды и семена и отмирают.

 

 

www.yaklass.ru

Кустарники названия для школьника 2 класса

Какие бывают растения

Растения очень разнообразны. Среди них есть деревья, кустарники, травы.
У трав, или травянистых растений, стебли мягкие, сочные. У деревьев и кустарников — твёрдые, одревесневшие. У дерева от корня отходит один толстый стебель — ствол. У кустарника несколько довольно тонких стеблей — стволиков.
Деревья и кустарники бывают лиственные и хвойные. У лиственных растений листья в виде пластинок, а у хвойных — в виде иголок (хвоинок).

Нарисуй схематически дерево, кустарник, травянистое растение.

Заполни пропуски в тексте.

У лиственных растений листья в виде пластинок.
У хвойных растений листья в виде хвоинок.

Приведите примеры растений ( не менее трёх в каждой группе).

а) Деревья: липа, ель, берёза, яблоня, каштан, тополь

б) Кустарники: малина, барбарис, смородина, сирень, можжевельник, бузина

в) Травы: полынь, тимофеевка, лисохвост, шалфей, мята, петрушка, базилик

Это задание приготовила для тебя мама Серёжи и Нади. Здесь спрятались названия трёх групп растений. Найди их и раскрась клеточки с буквами карандашами разного цвета.

Мудрая Черепаха интересуется, знаешь ли ты названия этих растений. Пронумеруй рисунки в соответствии с подписями.
1. Птичья гречишка. 2. Тысячелистник. 3. Репейник. 4. Подорожник. 5. Пустырник.
В книге "Зелёные страницы" прочитай рассказ об одном из этих растений. Подготовь устное сообщение.

Подорожник

Люди давно знают подорожник. И не только внешний его вид, но и свойства. Древнегреческие, древнеримские, арабские, персидские врачи очень высоко ценили его: ведь подорожник способен заживлять раны.
Прошло много лет, но люди не разочаровались в подорожнике. В аптеках сейчас можно купить не только его листья и сок, но и особый препарат, полученный из этой травы, — плантаглюцид, который помогает при болезнях желудка.
Слово плантаглюцид происходит от слова плантаго. Так по-латыни именуются все подорожники. А слово плантаго возникло от слова планта — ступня. Это лишний раз напоминает нам, что мы ходим по чудесному лекарству, невольно топча его ногами.Что еще замечательно у подорожника? Да хотя бы то, что мы его топчем-топчем, а он не исчезает.

Здесь запиши свой рассказ о красоте растений.

Растения это удивительный мир, который существует рядом с нами и помогает нам. Многие растения мы употребляем в пищу. Существуют растения, которые нам помогают вылечиться от болезней — лекарственные растения. Благодаря растениям, мы дышим чистым воздухом. А еще растения просто очень красивы. Как прекрасно выглядит весенний цветущий луг, а как красивы и ароматны цветущие плодовые деревья. Хорошо в жаркую солнечную погоду посидеть под кронами раскидистых деревьев, подумать о чем-нибудь и насладиться благоуханием цветов и трав.

Вряд ли сейчас найдется дачный участок, где нет ни одного кустарника. Они являются универсальным украшением сада, могут составлять отдельные композиции, быть живой изгородью или бордюром, обрамляющим дорожки, клумбы. Прежде чем приобретать для своего участка декоративные растения, необходимо ознакомиться с названиями кустарников, выбрать самые интересные экземпляры, учитывая предназначение и сроки посадки каждого из них.

Красивоцветущие растения

Присутствие красивоцветущих кустарников преображает любой садовый участок. Названия культурных кустарников с красивыми цветами, которые облагородят любую садовую территорию:

  1. Сирень. Этот кустарник получил широкое распространение за необычайно красивое цветение и приятный аромат. Излюбленная культура для селекционеров, которыми выведено огромное количество сортов. Очень неприхотливая, зимостойкая культура, растет даже в северных регионах.
  2. Рододендрон. Необычайно красивый кустарник, цветет долго. Для нормального роста рододендрону требуется богатая органикой почва. В холодные зимы может вымерзнуть, поэтому подойдет для выращивания только в южных регионах.
  3. Жасмин (чубушник). Декоративное растение с белыми ароматными цветами, собранными в кисти. Чубушник требователен к свету, в затенении цветение приостанавливается. Любит влагу, при пересыхании почвы листья начинают резко увядать, но после полива они быстро восстанавливаются.
  4. Спирея. Декоративное растение с гроздьями сиреневых и белых цветков. Большое разнообразие сортов — от высокорослых до карликовых экземпляров. Сильно разрастается, периодической обрезкой формируют невысокие, пышные кусты. У разных видов спиреи разные сроки цветения, можно подобрать такие сорта для посадки, чтобы они цвели с весны до глубокой осени.
  5. Буддлея. Высота куста может достигать 3 метров. Удлиненные соцветия напоминают сирень. Приятный аромат буддлеи привлекает на дачу множество бабочек. Соцветия формируются практически на каждом побеге, весь куст напоминает сиреневое облако. Легко размножается семенами, быстро растет, уже на второй год кустик предстает во всей красе. В холодную зиму требуется укрытие лапником и утепление корней (окучивание).
  6. Кустовая роза. Самый выносливый сорт в семействе розоцветных. Красивые цветы с изысканным ароматом сделали этот кустарник очень популярным у садоводов. Единственным недостатком является то, что цветут кустовые розы недолго один раз в сезон.
  7. Гортензия. Отличительной особенностью гортензии является ее способность менять окраску в период цветения. Белоснежные цветы сначала превращаются в розовые, а затем в темно-бордовые.

Вечнозеленые породы

Вечнозеленые растения являются отличным вариантом украшения садового участка, создания уютной атмосферы в любое время года. Самые распространенные виды вечнозеленых кустарниковых растений:

  1. Барбарис. Неприхотливый вечнозеленый лесной кустарник пользуется популярностью у садоводов. Он может расти на любой почве, в затенении и на участках, продуваемых ветрами. Ветви колючие, пурпурно-красные плоды барбариса съедобны. Большое распространение в садоводстве получил барбарис Тунберга с необыкновенно красивыми листьями (желтоватыми, ярко-красными и пурпурно-коричневыми). Применяется в саду для зонирования территории и в качестве живого ограждения.
  2. Вереск. Небольшой кустарник с красивыми лиловыми цветами. Неприхотливое растение, может нормально развиваться на бедных почвах. Сильно разрастается, поэтому следует высаживать вереск на большой территории. В жару нуждается в поливе.
  3. Самшит. Популярен у ландшафтных дизайнеров за особую декоративность и податливость в обрезке. Из самшита легко формируются живописные живые изгороди, бордюры.

Дикорастущие и плодовые деревья

В дикой природе встречаются как цветущие, так и плодовые кустарники. Многие лесные растения всем известны, они давно уже поселились на дачных участках: барбарис, калина, сирень, кизильник, бересклет, жимолость, малина, шиповник, магнолия.

Список популярных видов и краткое описание:

  1. Айва. Неприхотливый кустарник с колючими ветвями и очень яркими красными цветками. Плоды с приятным ароматом, содержат большое количество витаминов.
  2. Арония черноплодная. Высокое дерево с бело-кремовыми цветками, по аромату напоминающими миндаль. Осенью, когда листья аронии становятся оранжевыми, появляются гроздья черных ягод. Предпочитает расти на солнечных участках.
  3. Боярышник. Колючее дерево, вырастает до 8 метров. Зацветает в конце мая, плоды появляются осенью, собраны в гроздья по 10−25 штук. Размножают боярышник семенами и прививкой. Семена всходят очень долго, привитый боярышник растет быстрее, начинает плодоносить на третий год. Плоды издавна используются в народной медицине и для изготовления лекарств.
  4. Жимолость. Большие красивые цветы, съедобные ягоды фиолетового цвета. Очень красиво смотрится на садовом участке. Медонос.
  5. Калина. Высокий кустарник с белыми, пахучими цветами и горькими плодами. Очень полезные плоды становятся съедобными после заморозков. Кустарник неприхотливый к почве, зимостойкий, теневыносливый.
  6. Крушина. Удлиненные листья эллиптической формы, зеленовато-белые цветы, которые не сразу можно разглядеть среди листьев. Ягоды крушины ядовиты, в лечебных целях используют кору дерева.
  7. Шиповник. Невысокий, колючий кустарник с одиночными розовыми цветами. Кисло-сладкие ягоды, созревающие в августе, по содержанию в них витаминов значительно превосходят плоды многих других растений.

Кустарники для Подмосковья

Отдельно стоит выделить красивые морозостойкие кустарники для Подмосковья и средней полосы России. Погода в Московской области отличается частыми капризами.

Зимой здесь могут стоять сильные морозы до -30°C, а летом температура поднимается до +35°C. Не всякие растения выдержат такие условия.

Кустарники, которым не страшны холодные зимы:

  • облепиха;
  • вереск;
  • японская айва;
  • лещина;
  • калина;
  • жимолость;
  • магония падуболистная.

Главное в уходе за морозостойкими кустарниками — ежегодно проводить санитарную обрезку, не допускать застоя воды у корней, а осенью подсыпать мульчу в приствольные круги, которая сохранит корни от вымерзания.

Чтобы приусадебный участок радовал своих владельцев долгие годы, необходимо не только грамотно разместить кустарники на территории, но и научиться сочетать их с другими элементами садового дизайна: архитектурными постройками, водоемами, другими группами растений.

Практически каждый владелец дачного участка задумывался о зонировании территории: где сажать овощи и деревья, в каком месте разбивать клумбы, а в каком можно будет отдохнуть после трудового дня. Садовым кустам отведено значительно место в ботанической науке. Кустарники бывают разных видов, но основная черта, отличающая их от деревьев, — отсутствие главного ствола. Их несколько, располагаются они на близком расстоянии.

Разновидности кустарников

В зависимости от вида, выглядят кустарники по-разному. Их разделяют на три большие группы, вот какие бывают виды кустарников:

  1. Садовые кустарники

    Если предположить, что нужно красиво оформить частный участок, то следует обратить внимание на декоративные сорта. Уникальные формы, размеры и оттенки вместе с рядом других полезных свойств дают возможность украсить собственными силами живые изгороди, ограждающие от городского шума, поднимающие настроение. Кусты могут стать украшением входа либо других частей участка.

    Нужно внимательно изучить и свойства растений, которые планируется сажать. К примеру, если есть возможность возвести живую изгородь, следует выяснить все, связанное с длиной периода цветения, размерами и формами листвы, ее окраской, правилами ухода, возможными заболеваниями.

    Полезные рекомендации:

    • зеленый газон отлично дополнит гортензия;
    • парковые розы отличаются морозоустойчивостью и нетребовательностью, но цветут только раз в год;
    • для приятного аромата следует выбрать чубушник или форзицию;
    • прекрасными компонентами декора могут стать кусты сирены либо калины;
    • в наши дни все более популярными становятся древовидные пионы и рододендроны;
    • можно комбинировать растения, которые цветут в разные периоды года.

    Декоративно-лиственные сорта

    Основная отличительная черта, выгодно отличающая их от других типов растений — они могут быть украшением сада с ранней весны и до поздней осени. У многих растений листва окрашена в различные оттенки, иногда даже яркие, к примеру, они бывают ярко-желтыми, пурпурными, фиолетовыми, в отдельных случаях на них есть незначительные пятнышки.

    Формы аралии и тропического куста напоминают тропические виды. Рябинник обладает мягкой цветовой палитрой. У молодых листиков приятный розовый оттенок, который постепенно становится ярко-зеленым. С наступлением осени они желтеют, приобретая золотистый оттенок.

    Если нужно приукрасить однотонную стену или высокий забор, можно обратить внимание на кусты белого дерна.

    Комбинирование некоторых видов

    Не стоит забывать о правилах комбинирования растений, ведь каждое из них имеет индивидуальные качества и свойства, потому не все уживаются между собою:

    • грецкие орехи создают благоприятную ауру, но только для себя, негативно воздействуя на окружающие растения;
    • лещина также не нуждается в соседях;
    • не стоит около яблони и груши сажать розы, калину, жасмин с сиренью;
    • с яблонями можно комбинировать черешню, вишню и сливу;
    • черешня не против соседства со сливами, но не терпит вишню;
    • малину и красную смородину нужно сажать на значительном расстоянии друг от друга;
    • березе для роста требуется очень много воды, поэтому большинство растений не выдерживают подобного соседства;
    • неприхотливые и теневыносливые кусты можно высадить около клена или ели;
    • недалеко от хвойных пород можно сажать каллы, рододендроны, бегонию;
    • розы сажают отдельно как от деревьев, так и от кустов;
    • злаковые растения будут хорошо себя чувствовать в компании лаванды или гипсофила.

    Плодовые культуры

    Почти на всех дачных участках встречаются представители этой категории. Речь идет о малине, смородине, крыжовнике и других. Кстати, комбинируя различные сорта смородины между собой, получают отличные разноцветные композиции, не оставляющие равнодушным никого из тех, кому приходится их видеть. Их сажают не только для красоты и защиты от сильных порывов ветра, но и для получения урожая.

    Создать живую изгородь можно, посадив крыжовник и сортовую малину. Данные виды особо выделяются дачниками-садоводами. Если говорить о боярышнике, ирге, аргонии, то к ним интерес постепенно уменьшается.

    Необходимо отметить, что за плодовыми кустами необходимо более тщательно ухаживать по сравнению с декоративными.

    Декоративно-лиственные сорта

    В среде ландшафтных дизайнеров уже давно научились в работе соединять не только деревья с цветами, но и с кустами. Их посредством создают композиции, фигуры или просто добиваются контраста цветов. При выборе следует учесть, что есть сорта, сбрасывающие листья, а есть и вечнозеленые. Вторые — преимущественно гибриды всем известных хвойных пород деревьев. Все они выделяются любовью к свету и теплу, кроме того, высаживать их нужно в плодородную почву. Дальше среднего климатического пояса нашей страны их обязательно укрывают с наступлением холодов.

    К ярким представителям принадлежат клен японский, разные категории барбариса, аралия, магония, бузина.

    «>

bymosque.ru

Лиственные и хвойные растения — урок. Окружающий мир, 2 класс.

Деревья и кустарники бывают лиственные и хвойные.

 

У лиственных растений листья в форме пластинок.

 

 

Лиственные деревья: берёза, дуб, осина, клён, яблоня, тополь.

 

Лиственные кустарники: шиповник, калина, боярышник, малина, смородина, крыжовник.

 

На зиму лиственные растения сбрасывают свои листья.

 

Яблоня зимой

 

У хвойных растений листья в форме иголок (хвоинок).

 

 

Хвойные деревья: ель, сосна, пихта, лиственница, кедр.

 

   

Лиственница

  

К хвойным кустарникам относится можжевельник.

 

Можжевельник

 

Хвойные растения вечнозелёные. Их иголки не боятся мороза. Только лиственница сбрасывает свою хвою на зиму.

www.yaklass.ru

Дикорастущие кустарники: виды и названия

Природа нашей планеты чрезвычайно разнообразна. Каждый континент, часть света, страна, область, край и город могут похвастаться прекрасными представителями флоры, которые не только украшают собой все окружающее пространство, но еще и способствуют очищению воздуха.

Большую роль в природе и жизни человека играют разные жизненные формы растений, в том числе такие, как дикорастущие кустарники. Именно о них пойдет речь в статье.

Дикорастущие растения

Таковыми принято называть те растения, которые обитают в естественных природных условиях и не окультурены человеком. Они заселяют поля и луга, степи и саванны, пустыни и леса. Отнести к ним можно:

  • деревья;
  • кустарники;
  • полукустарники;
  • кустарнички;
  • травы;
  • лианы;
  • пальмы.

То есть все существующие жизненные формы растений. Конкретно дикорастущие кустарники составляют основную часть подлеска, чащи, окраины лугов и полей, обочины дорог, ландшафта городских массивов. Именно такие формы используют для создания живых изгородей перед жилыми зданиями, торговыми точками и прочими сооружениями.

Дикорастущие деревья, кустарники, травы - это неотъемлемая прекрасная часть природы России. Именно они еще на въезде в нашу страну говорят о ее красоте, статности и великолепии.

Кустарники России

Дикорастущие кустарники нашего края отличаются большим видовым разнообразием. Они распространены во всех полосах и широтах, формируют лиственные и отчасти хвойные леса, выстилают сопки и горные массивы. Также среди них есть множество представителей, которых человек использует в декоративных целях для садово-огородных участков. Ягоды некоторых видов активно употребляются в пищу и ценятся за свои витаминные компоненты. Даже лекарственные формы дикорастущие кустарники России имеют.

Самыми распространенными видами, растущими в дикой природе, являются:

  • спирея;
  • боярышник;
  • снежноягодник;
  • калина лесная;
  • багульник болотный;
  • барбарис обыкновенный;
  • лимонник китайский;
  • бересклет бородавчатый;
  • волчеягодник;
  • жимолость обыкновенная;
  • карагана древовидная;
  • кизильник черноплодный;
  • клюква болотная;
  • лещина обыкновенная;
  • малина обыкновенная;
  • пузыреплодник;
  • венгерник русский;
  • сирень;
  • шиповник;
  • чубушник и другие.

Дикорастущие кустарники нашего края очень красивы, разнообразны по своей роли в природе и значении для человека. Существует ряд таких видов, которые люди стремятся посадить и размножить у себя на земельных участках с разными целями: декоративной, питательной, ландшафтно-дизайнерской. К таким представителям можно отнести следующие дикорастущие деревья и кустарники: черемуха, черника, яблоня, ясень, шиповник, туя, сосна, ель, смородина, слива, сирень, рябина, ракитник, паслен, ольха, облепиха, можжевельник, малина, груша, орешник, калина, барбарис, виноград, липа, лимонник, крыжовник, крушина, клен, жимолость, дуб и другие.

Шиповник

Пожалуй, один из самых ценных кустарников как в дикой, так и в культурной форме. Высота растения - до 2 м, ветви красно-коричневые, блестящие, покрыты загнутыми шипами. Цветки розовые, яркие. Данное растение относится к семейству Розоцветные. Листья округлые, собраны по несколько штук на одном черешке. Край мелкоизрезанный. Плоды шиповника ярко-оранжевые, эллиптической или округлой формы.

С самой древности это растение считалось целебным источником важных веществ и витаминов. Еще Авиценна называл шиповник средством от болезней печени. Сегодня это растение ценится не только за свои лекарственные свойства, но и за красивый внешний вид и неприхотливость к условиям обитания. Нежные малиновые розы никого не оставляют равнодушными. Цветение продолжается с середины мая до конца июня.

Для изготовления лекарственных препаратов используются все части растения, кроме листьев: плоды, корни, стебли и цветки. Самыми ценными веществами в составе растения считаются каротиноиды, витамины группы В и РР, флавоноиды, органические кислоты, эфирные масла.

Спирея

Дикорастущие кустарники рода Спирея включают в себя около 90 видов. Часть из них была уже давно окультурена людьми и очень широко используется для ландшафтного дизайна участков.

Данное растение от 2 метров и больше в высоту. Окраска цветков, листьев, их форма и размеры - все это зависит от конкретного вида. Чаще всего встречаются белоцветковые или розовоцветковые формы, реже с фиолетовой окраской венчика.

Виды спиреи средней, самой распространенной в природе России, представляют собой красивые дикорастущие кустарники, фото которых можно увидеть ниже.

Также большой популярностью пользуются следующие представители:

  • Японская.
  • Тунберга.
  • Ниппонская.
  • Дубравколистная.
  • Городчатая.
  • Вангутта.
  • Аргута.
  • Серая.

Эффектные, усыпанные ароматными яркими соцветиями кусты мало кого могут оставить равнодушными, этим и объясняется такая популярность растения. Лекарственного значения практически не имеет.

Кустарники Подмосковья: названия

К данной группе можно отнести не только одомашненные культурные растения. Дикорастущие кустарники Подмосковья также широко заселяют местные биотопы. Самыми распространенными среди культурных форм, заполоняющих дачные и садовые участки, являются плодово-ягодные виды.

  1. Виноград различных сортов.
  2. Айва и разносортные сливы.
  3. Голубика.
  4. Жимолость.
  5. Крыжовник.
  6. Малина.
  7. Рябина.
  8. Смородина.
  9. Йошта.
  10. Ежевика.

Среди дикорастущих организмов данной группы можно выделить такие, как бересклет, волчеягодник, кизил мужской, пузыреплодник, клен, сирень, вейгела Миддендорфа, бузина, ракитник, дерен, рододендрон, форзиция, лох, пион, рябина, розы, миндаль, боярышник, ива, барбарис и другие.

Большая часть из приведенных названий - родовые. Это значит, что каждое растение имеет разнообразное количество разновидностей. Поэтому общая численность кустарниковых форм Подмосковья достаточно серьезна. Это приносит огромную пользу, так как растения очищают и обновляют воздух, способствуют нормализации его состава.

Бересклет европейский

И дикорастущее, и культурное кустарниковое растение. В некоторых районах нашей страны возделывается как промышленный объект, так как корни бересклета содержат гуттаперчу.

Высотой такие дикорастущие кустарники до 3 метров и выше. Листья достаточно крупные (до 10 см), овальной формы. Цветки собираются в соцветия, поэтому становятся хорошо заметны. Окраска венчика - розовая с белым. После отцветания формируются плоды, красные или темно-розовые. Они ядовиты, однако используются как лекарственные.

Декоративное значение бересклета заключается в его плодах и красивых плотных листьях. Из него хорошо выстраиваются эффектные живые изгороди, поэтому он применяется в ландшафтном дизайне.

Волчеягодник

Невысокие растения, высота до 1,5 метров. Распространены в Сибири, Западной и Восточной. Очень яркие плоды дают такие дикорастущие кустарники. Названия растениям из-за них и было дано. Это сочная ярко-красная костянка, выглядящая, как ягода. Однако в пищу употреблять их нельзя, так как они не слишком, но ядовиты.

Цветки нежно-розовые, сидячие. Источают очень приятный аромат благодаря содержащимся эфирным маслам, поэтому привлекают множество насекомых. Листья волчеягодника некрупные, округлые или слегка заостренные, опушенные.

В медицине применяются ягоды этого растения, а также части коры. Основные болезни, от которых помогают препараты на волчеягоднике,- подагра, ревматизм, паралич.

Дикорастущие кустарники Урала

Флора Урала, Приуралья, Сибири и Дальнего Востока по видовому составу кустарниковых форм имеет большое сходство. Так, распространенными видами на данных территориях являются такие, как айва, барбарис, бузина, вейгела, волчеягодник, дерен, дрок, жимолость, ива и другие растения.

Все они формируют общий вид природы полей и лугов, лесных массивов. Благодаря таким растениям, как дикорастущие кустарники и деревья, картина естественного местообитания животных и людей становится полной, емкой, прекрасной и разнообразной.

Можно привести краткий список тех видов Урала, которые являются основными для этих мест. Это дикорастущие кустарники, названия которых приведены ниже.

  1. Калина.
  2. Кизильники разных видов.
  3. Клематис.
  4. Княжик сибирский.
  5. Лох серебристый.
  6. Магония падуболистная.
  7. Малина душистая.
  8. Паслен сладко-горький.
  9. Ракитник русский.
  10. Разные виды рододендронов.
  11. Розы всех видов.
  12. Спиреи.
  13. Сирени.
  14. Чубушник и другие.

Это, естественно, далеко не полный список, однако включающий самые распространенные виды Урала. Большая часть из них является источником питания для лесных животных, человека. Также многие - лекарственные формы растений.

Барбарис

Самый распространенный вид данного кустарника на Урале - барбарис обыкновенный. Высота растения - до 2 метров. Стебли обильно снабжены шипами, листья густо оплетают ветви, имеют очень красивую темно-пурпурную окраску. Благодаря этому создается очень эффектный контраст с желто-оранжевыми цветками и ярко-красными плодами ягодами. Поэтому барбарис охотно используется людьми в качестве садового кустарника.

Ягоды съедобны, к тому же очень полезны. Используются в лекарственных целях. Во время цветения барбарис обыкновенный издает очень приятный аромат, привлекает множество насекомых. Его часто используют для живой изгороди. Устойчив к заморозкам, но легко поражается паразитами и грибками.

Кизильник блестящий

Широко распространенное на Урале растение. Часто встречается как в естественной природе, так и в садах, на дачных участках. Получило такую известность за привлекательный внешний вид: высокие кусты (до 3 метров) с раскидистой интересной по форме листьев кроной.

Основное преимущество - морозостойкость и засухоустойчивость. Свое название кизильник блестящий получил за соответствующие поверхности листочков. Цветки собраны в соцветия, мелкие, белые или розоватые. Плоды ярко-красные, не ядовитые. Являются источником корма для многих птиц и животных.

В декоративных целях используются виды кизильника для создания живых изгородей с красивыми гроздьями свисающих плодов черного или красного цвета.

Сирень обыкновенная

Данное растение - это только один вид из множества, относящихся к общему роду Сирень семейства Маслинные. Этот кустарник знаменит не только на Урале, но и практически по всей территории нашей страны.

Красивые пахучие соцветия, состоящие из множества кистей мелких нежных цветочков, привлекают не только насекомых-опылителей, но и животных, птиц, людей. Окраска венчиков различна: от белоснежной до сиренево-розовой. Используются в декоративных целях и лекарственных.

fb.ru

Проектное задание к уроку окружающего мира во 2 классе "Какие бывают растения"

Приложение 4

Проектное задание по окружающему миру 2 класс

«Какие бывают растения»

1.Работа согласно алгоритму (умение действовать по плану).

2. Работа в малой группе (коммуникативная компетентность).

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): определять, чем отличаются друг от друга деревья, кустарники, травы, дикорастущие и культурные растения; наблюдать, сравнивать для получения новых знаний.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): регулятивные – овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления; познавательные – освоить способы решения проблем творческого и поискового характера; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Личностные: формировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир, уважительное отношение к иному мнению, умение принимать и осваивать социальную роль обучающегося; развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Замысел проектного задания.

Учащимся предлагается прочитать текст о деревьях, кустарниках, травянистых растениях. На основании текста ответить на вопросы, направленные на выявление основных признаков растений, подобрать примеры конкретного вида растений. Учащиеся поделены на группы по 5 человек. На каждом рабочем столе группы для выполнения задания должны быть листы с заданием, письменные принадлежности. Каждая группа называет признаки своего вида растений и приводит примеры растений каждой нашей местности.

Цель, которую должны достичь дети.

Дети самостоятельно, опираясь на текст должны составить рассказ об определённой группе растений.

Комментарии.

Группы демонстрируют результаты своей работы. Идёт краткое обсуждение, закрепление основных понятий. Подводятся итоги.

Рефлексия.

Обучающиеся оценивают работу группы с помощью Листа самооценки.

Описание проектного задания

  1. Ребята, вам предлагается внимательно прочитать текст.

Группа 1

Что такое дерево? Словарь определяет его как многолетнее растение, имеющее один твердый ствол и выходящие из него ветви, образующие крону.

Строение дерева представлено тремя элементами: корнем, стволом, кроной.

Корень в большинстве случаев эта часть деревьев находится под землей, но существуют также так называемые «воздушные корни», которые располагаются над землей. Основной задачей корней является всасывание питательных веществ, влаги из почвы и последующая передача их в ствол. Кроме того, корни помогают удерживать растение в вертикальном положении. Корни некоторых деревьев имеют колоссальную протяженность (до 100 метров), глубина же, на которую уходят корни, запросто может достигать до 30 метров.

Ствол это не только опора кроны, но и связующее звено между корнями и кроной, с помощью которого та получает

питательные вещества и влагу. Сам ствол состоит

из сердцевины и древесины, которая имеет свойство

нарастать внутрь, образуя так называемые

«годовые кольца» - участки темного и светлого цвета,

которые хорошо видны при поперечном разрезе ствола.

По ним можно определить возраст дерева.

Покрывает ствол кора.

Крона состоит из веток, идущих от ствола и

растущих на них листьев.

Группа 2

Растительный мир, окружающий нас, удивляет своим разнообразием. В живой природе мы видим травы и цветы, деревья и кустарники. Причем кустарники играют немалую роль в нашей жизни, отдавая нам свои вкусные плоды и украшая окружающую нас территорию. А чем же кустарники отличаются, например, от тех же деревьев? Давайте, попробуем разобраться.

Главное отличие кустарника от дерева заключается в том, что у кустарника нет явно выраженного главного стебля (ствола). У кустарника сразу от корня отходит множество тонких стволов, образующих куст. По этому весьма характерному признаку всегда можно легко отличить кустарник от дерева.

Кустарники подразделяются на дикорастущие и культурные. Дикие кустарники растут в окружающей природе без помощи человека. Наиболее известны среди них вереск, акация, верба, волчье лыко (волчья ягода), дикая малина. Также к диким кустарникам относятся некоторые лесные ягоды,

например, клюква и брусника.

Постепенно люди «приручили»

многие породы кустарников ради вкусных

плодов или же для украшения территории.

В наши дни культурные породы кустарников

принято делить на декоративные и ягодные.

Многие дачные и садовые участки украшают

шиповник, сирень; садоводы также любят

выращивать розы, которые тоже относятся

к кустарникам. Какие кустарники мы видим

в наших садах и на приусадебных участках?

Это смородина, крыжовник, малина, жимолость,

черноплодная рябина, ирга и многие другие.

Ягодные кустарники дарят нам вкусные свежие

плоды, богатые полезными витаминами. А зимой

мы с удовольствием лакомимся вареньем из ягод. Хочется сказать спасибо Матушке-Природе за ее щедрые дары.

Группа 3

Трава — это растение, у которого нет одревесневающих стеблей. У трав есть корень, стебель, листья и цветочная часть. Травянистые растения бывают как однолетними и двулетними, так и многолетними.

Однолетние травянистые растения отмирают полностью в конце летнего периода, а затем они снова вырастают из семян.

Травянистые двулетники живут два года. В первый год из семян развивается побег с розеткой прикорневых листьев и стержневой корень; на второй год образуется цветоносный побег. После цветения и плодоношения двулетники отмирают.

Стебли многолетних травянистых растений тоже отмирают в конце летнего периода, но часть растения выживает под землёй или близко к земле от сезона к сезону.

Человек издавна использует различные

виды трав. Широко травянистые растения

используют для пищевых целей, а также

в качестве корма для домашних животных.

В кулинарии травы используются,

как правило, в виде специй, добавляемых в пищу

с целью улучшить её вкус. К ним относятся

такие травы, как укроп, петрушка, тмин, мята,

базилик, чеснок.

В лечебных целях человечество использует

травы уже несколько тысяч лет. К лечебным растениям относятся: ромашка, мята, шалфей, календула, подорожник, лаванда, полынь и многие другие.

Группа 4

Самые большие группы, на которые можно разделить все разновидности деревьев - это хвойные и лиственные.

Хвойные деревья отличаются жесткими игловидными либо чешуйчатыми листьями, которые и называют иглами или хвоей. На хвойных деревьях образуются шишки либо можжевеловые ягоды. К данной группе деревьев относятся, всем известные ели, сосны, кедры, пихты и лиственницы, а также южные кипарисы и секвойи.


Лиственные или, если точнее, широколиственные деревья обладают плоскими и широкими листьями, толщина которых значительно меньше ширины и длины. Листья широколиственных деревьев чаще всего опадают один раз в год. Также широколиственные деревья чаще всего плодоносят и цвету. Какие деревья лиственные? К данной группе относятся многие виды деревьев — это и дубы, и клены, и буки, и ясени, а также береза, ольха, осина, эвкалипт и многие-многие другие.


Деревья также делятся и по сроку жизни листьев. Здесь различают такие типы, как вечнозеленые и листопадные. Листья листопадного дерева теряют свою зеленую окраску и затем опадают. При этом дерево определенное время стоит без листьев (зимний период), а затем весной из почек на дереве вырастают новые листья.

На вечнозеленых деревьях смена листьев происходит в любой момент года и постепенно на протяжении всего периода жизни дерева.

  1. После прочтения ответь на вопросы по тексту.

  2. Выберите схематичное изображение растения. Докажите своё мнение, подписав его части.


  1. Запишите названия растений вашего вида, которые растут в нашей местности (используя содержание текста).

  2. Заполните Лист продвижения по проектной задаче.

  3. Оцените свою работу с помощью Листа самооценки.

  4. Расскажите о результатах своей работы одноклассникам.

Презентация к проектному заданию










infourok.ru

Урок окружающего мира на тему "Кустарники леса" (2 класс)

Урок окружающего мира во 2 классе

Автор: Худякова Ирина Викторовна

Образовательная организация: МБОУ СШ № 95

Учебно-методический комплект: «Начальная школа XXI века»

Тема урока: Кустарники леса

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель урока: ознакомление учащихся с кустарниками леса.

Задачи урока:

  1. Предметные:

- повторить отличительные признаки деревьев, кустарников;

- расширить знания об окружающем мире.

  1. Метапредметные:

- регулятивные универсальные действия: постановка и удержание учебной задачи, контроль, самооценка, осознание качества и уровня усвоения;

- коммуникативные универсальные действия: умение работать в паре, группе, умение слушать и вступать в диалог;

- познавательные универсальные действия: умение анализировать, сравнивать объекты, поиск необходимой информации в тексте, построение логической цепи рассуждений.

  1. Личностные:

- устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Оборудование: учебный комплект (учебник, рабочая тетрадь) Н.Ф. Виноградовой, документ – камера, интерактивная система (компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска), карточки с заданиями для работы в группах, парах, комплект луп, раздаточный материал для практической работы.

План урока

Часть урока

Необходимое время для реализации

Организационный момент

1 минута

Повторение изученного материала

6 минут

Знакомство с темой урока и постановка учебной задачи

3 минуты

Актуализация знаний

5 минут

Изучение нового материала

25 минут

Итог урока

5 минут

Ход урока

Этапы урока

Оборудование

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

Организационный момент

Настраивает учащихся на работу.

Проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу.

Регулятивные УУД: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

Повторение изученного материала

Карточки для групповой работы

Деревья

Один деревянистый стебель (ствол)

Ствол толстый и жёсткий

Верхний ярус

Оценочные листы

(приложение 1)

- Урок окружающего мира. Предлагаю отгадать загадку.

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зелёный дом,

Чудеса увидишь в нём.

- Почему я приготовила загадку про лес?

- О чём шла речь на прошлом уроке?

- Давайте вспомним, чем деревья отличаются от других растений.

Для выполнения задания разделитесь на группы.

Задание: Из предложенных словосочетаний на карточках выберите признаки деревьев.

- Проверим вашу работу.

- Перед вами на столе лежат листы вашей работы на уроке. Оцените свою работу в группе. Если вы активно принимали участие в обсуждении, то поставьте себе в рабочем листе «+», если нет, то поставьте половину плюса.

Слушают, отгадывают.

- Изучаем природное сообщество – лес.

- О деревьях леса.

Делятся на группы. Выполняют задание в группе. Одна группа работает у доски.

Проверяют работу группы у доски.

Рассаживаются на свои места.

Ставят пометку в оценочном листе.

Коммуникативные УУД: умение работать в группе. Познавательные УУД: подведение под понятие.

Познавательные УУД: контроль результата деятельности, самооценка.

Знакомство с темой урока и постановка учебной задачи

Несколько деревянистых стеблей (стволиков)

Стволы тонкие и гибкие

Средний ярус

Кустарники

- Какие карточки остались? Прочитайте.

- Что эти слова характеризуют?

- Кто догадался, какая будет тема урока?

- Поставьте учебную задачу.

- Зачем это узнавать?

Читают словосочетания на оставшихся карточках.

- Кустарники.

- Кустарники леса.

- Узнать, какие кустарники растут в лесу?

Познавательные УУД: подведение под понятие.

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи.

Личностные УУД: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Актуализация знаний

Оценочные листы

Документ - камера

- Выполняя задание в группах, что мы повторили про кустарники?

- Давайте проверим, как вы это запомнили. Выполним самостоятельную работу.

Я читаю предложение, а вы в рабочем листе ставите «+» или «-», в зависимости от правильности предложения.

1 Кустарники занимают нижний ярус в лесу.

2 У кустарников несколько деревянистых стеблей.

3 У кустарников стволы толстые и жёсткие.

4 У кустарников стволы деревянистые, тонкие и гибкие.

5 У кустарников один или несколько мягких травянистых стеблей.

6 Кустарники занимают средний ярус в лесу.

- Проверим с помощью документ - камеры.

Работу одного учащегося проектирует на экране с помощью документ – камеры.

- Оцените свою работу. Если задание выполнено без ошибок, поставьте «+», если с ошибками, то половину плюса.

- Чем кустарники отличаются от деревьев?

Выполняют самостоятельную работу.

Проверяют, исправляют ошибки.

Ставят пометки в оценочном листе.

Познавательные УУД: анализ высказываний с целью выделения признаков.

Регулятивные УУД: контроль, самоконтроль, самооценка.

Изучение нового материала

Веточки дерева и кустарника

Набор луп, тарелочки с целыми и разрезанными пополам почками

Учебник

Оценочные листы

- Я принесла для вас на урок веточку дерева и веточку кустарника. Что общего между ними?

- А зачем нужны почки?

- Авторы учебника предлагают нам выполнить практическую работу и узнать, какие бывают почки.

Для этого возьмём тарелочки с почками и лупы.

- Перед вами на столе тарелочки с почками. Рассмотрите целые почки. Они покрыты чешуйками. Предположите, для чего?

-Чешуйки помогают почкам переносить неблагоприятные условия.

- Рассмотрите под лупой почки в разрезе.

- Почки одинаковые?

- Сравните свои наблюдения с рисунками в учебнике на с. 52.

В рабочих листах заполните схему: «Какие бывают почки?»

- Проверим.

- Вернёмся к вопросу: зачем нужны почки?

- Вывод: на растениях есть разные почки. Из одних образуются новые веточки – это листовые почки, из других развиваются цветки, значит, это цветочные почки.

Вы рассмотрели почки на своих тарелочках. Убедитесь ещё раз, какая почка листовая, а какая – цветочная.

- Если вы правильно заполнили схему, какие бывают почки, то в рабочем листе за практическую работу поставьте себе «+», если с ошибками, то половину плюса.

- Веточки деревянистые, на веточках есть почки.

- Из почек появляются листочки.

Учащиеся 1 варианта подходят к учителю за тарелочками с почками, учащиеся 2 варианта берут лупы.

Высказывают предположения.

По очереди с соседом по парте рассматривают под лупой почки в разрезе.

- Нет.

Сравнивают свои наблюдения с рисунками в учебнике, заполняют схему в рабочих листах.

- Почки бывают листовые и цветочные.

- Из почек появляются новые веточки растения и цветы.

Рассматривают почки под лупой, называют, где какая почка.

Ставят пометки в оценочном листе.

Познавательные УУД: сравнение объектов, установление причинно – следственных связей.

Познавательные УУД: сравнение объектов, установление причинно – следственных связей.

Регулятивные УУД: самооценка.

Карточки для парной работы

(приложение 2)

- Какая перед нами сегодня стоит учебная задача?

- Предлагаю вам работу в парах. Каждой паре даётся карточка с текстом. Вы читаете текст и в рабочий лист записываете названия кустарников, которые встретятся в тексте.

- Проверим.

- Названия каких кустарников вы записали?

Размещает на доске иллюстрации с изображением кустарников (малина, шиповник, смородина, можжевельник, жимолость)

- Какой кустарник отличается от других?

- Почему?

- Среди кустарников встречаются хвойные. Но среди можжевельников есть не только кустарники, но и деревья. Растут они в южных районах. В наших лесах растут кустарники можжевельника.

- Оцените свою работу в парах. В рабочем листе поставьте «+», если написали четыре или больше названий кустарников, если были ошибки - поставьте половину плюса.

- Узнать, какие кустарники растут в лесу.

Делятся на пары по желанию. Выполняют работу в парах.

Рассаживаются на свои места.

Называют кустарники леса, исправляют ошибки.

- Можжевельник.

- Хвойное растение.

Ставят пометки в оценочном листе.

Регулятивные УУД: удержание учебной задачи.

Коммуникативные УУД: умение работать в паре.

Познавательные УУД: поиск необходимой информации в тексте, контроль результата деятельности.

Познавательные УУД: сравнение объектов, установление причинно – следственных связей.

Регулятивные УУД: контроль, самоконтроль, самооценка.

Итог урока

Памятки с вопросами.

Оценочные листы

- Про какой из кустарников вы бы хотели узнать поподробнее?

- На прошлом уроке вы составляли паспорт дерева. Аналогично дома попробуйте составить паспорт кустарника (по выбору). Можете объединиться с кем-нибудь из одноклассников.

- На какие вопросы будете искать ответы?

- Кто забыл, то возьмите памятки с вопросами.

- Где будете искать информацию?

Демонстрирует различные энциклопедии.

- Подведём итог урока. Какая перед нами стояла учебная задача?

- Справились?

- Что нового узнали?

- О чём хотелось бы рассказать дома?

- Посмотрите на свой рабочий лист. Как можно оценить вашу работу на уроке?

- Оцените свою работу на уроке. Поставьте отметку.

- Название растения, «адрес» его проживания, характеристика, особые приметы.

- Узнать, какие кустарники растут в лесу.

Выдвигают критерии для самооценки.

Оценивают свою работу на уроке, сдают листы учителю.

Познавательные УУД: рефлексия учебной деятельности

Методическая литература: Окружающий мир: 1 – 2 классы: методика обучения / Н.Ф. Виноградова. – М: Вентана – Граф, 2013.

infourok.ru

Кустарник — Википедия

Куста́рник — жизненная форма растений; многолетние деревянистые растения высотой 0,8—6 метров[1], в отличие от деревьев не имеющие во взрослом состоянии главного ствола, а имеющие несколько или много стеблей, часто существующих бок о бок и сменяющих друг друга. Продолжительность жизни 10—20 лет.

Чаще всего расположены на границе лесов (кустарниковая степь, лесотундра). В лесах обычно образуют подлесок.

Представители: малина, боярышник, барбарис.

Важное хозяйственное значение имеют плодовые и ягодные кустарники: смородина, крыжовник и другие.

В системе жизненных форм Раункиера относится к фанерофитам.

Согласно системе жизненных форм И.Г. Серебрякова кустарники подразделяются на четыре класса:

  1. С полностью одревесневшими удлинёнными побегами.
  2. Розеточные.
  3. Суккулентно-стеблевые безлистные.
  4. Полупаразитные и паразитные.

Кустарники с полностью одревесневшими удлинёнными побегами[править | править код]

Подавляющее большинство кустарников относится именно к этому классу. Скелетные ветви ортотропные (вертикально вверх), плагиотропные (горизонтальные или наклонные) или лианоидные, образуют большее или меньшее количество вегетативных ветвей, междоузлия годичных побегов удлинённые.

Класс делится на три подкласса:

  • Прямостоячие.
  • Полупростратные и стелющиеся.
  • Лиановидные.
Прямостоячие кустарники[править | править код]

Надземные оси растут вертикально вверх (ототропные), при слабом развитии их плагиотропных подземных частей образуют более или менее плотный пучок. При наличии длинных подземных одревесневших стеблей (ксилоподиев) или обширной корневой системы с корневыми отпрысками располагаются рыхло, образуя куртины в несколько десятков квадратных метров. Наиболее богатый видами подкласс. Распространены в различных климатических областях. Подразделяются на аэроксильные и гидроксильные.

Аэроксильные[править | править код]

Неспособны к подземному ветвлению. Новые оси под землёй возникают только как корневые отпрыски. Ветвление побегов надземное, начинается близ поверхности земли образованием нескольких вертикальных или наклонных осей. Переходные формы между деревьями и кустарниками.

Рыхлые аэроксильные кустарники довольно близки к немногоствольным (кустовидным) деревьям, таким, как берёза пушистая. Примеры аэроксильных рыхлых кустарников — рябина, черёмуха, бредила (в неблагоприятных заболоченных местообитаниях таёжной зоны Европейской части России).

Подушковидные аэроксильные кустарники характеризуются ничтожными, одинаковыми для всех побегов, годичными приростами и плотным расположением скелетных осей и ветвей. Верхушки ветвей образуют более или менее ровную поверхность подушки. Примеры — Bupleurum fruticosum, Poterium spinosum, виды рода астрагал из секции Tragacantha.

Геоксильные (настоящие кустарники)[править | править код]

Растения с подземным ветвлением осей, образующих толстые и долговечные подземные одревесневшие оси (ксилоподии), от которых отходят более тонкие и менее долговечные надземные побеги. Составляют большинство кустарников европейской флоры. Примеры — виды рода шиповник, лещина обыкновенная, барбарис обыкновенный. К этой группе принадлежат также многие виды бамбуков тропического и субтропического пояса.

Аэроксильные и геоксильные кустарники можно разделить на подгруппы вегетативно неподвижных и вегетативно подвижных (через корневые отпрыски и столоны). Примеры корнеотпрысковых аэроксильных кустарников — тёрн, облепиха крушиновидная. Примеры вегетативно подвижных геоксильных кустарников — Philadelphus coronarius, сирень обыкновенная, Снежноягодник белый.

Полупростратные и стелющиеся кустарники[править | править код]

Главная ось и боковые ветви лежачие, укореняющиеся, приподнимающиеся у верхушки. Система главного корня отмирает или сохраняется (при слабом окоренении осей). Большинство полупростратных, видимо, ветвится только надземно. Редко встречаются в аридных областях, доминируют в субальпийской и субарктической областях, образуя криволесье (например, Krummholz в Альпах из горной сосны и горной ольхи; заросли ивняков в горах Скандинавии; кустарниковые виды можжевельника в горах Европы).

Лианоидные кустарники[править | править код]

Скелетные оси неспособны к самостоятельному ортотропному росту и используют соседние древесные растения как опору. Отличаются от лианоидных деревьев более тонкими стеблями (диаметром не более 5—8 см). Преимущественно распространены во влажных тропических и субтропических лесах, реже в саванновых и колючих лесах и кустарниках. Сюда же относят примитивные древесные лианы. Классификация в пределах лиан основывается на способах лазания.

Розеточные кустарники с укороченными побегами[править | править код]

Надземные оси с укороченными междоузлиями и розетками крупных листьев. Достаточно редки. Примеры — кустарниковая пальма Bactris major, Dracophyllum fiordense, Brachyglottis stewartiae. Существуют переходные формы между розеточными кустарниками и кустарниками с удлинёнными побегами — Olearia oporina, Olearia lyallii.

Суккулентно-стеблевые безлистные кустарники[править | править код]

Скелетные оси мясистой консистенции выполняют водозапасающую и ассимиляционную функции. Преобладают прямостоячие формы. Пример — виды Opuntiа и другие кактусы, виды Euphorbia.

Полупаразитные и паразитные кустарники[править | править код]

Живут на других древесных растениях, присасываясь к ним гаусториями. Абсолютное большинство имеет зелёные листья и способны к фотосинтезу. Примеры — виды Loranthaceae, в основном, в тропиках, в умеренной зоне — Viscum album (омела) и некоторые Santalaceae (Osyris alba из Средиземноморской области).

Более экологически адаптивные, чем деревья, кустарники шире распространены. Они доминируют и достигают наибольшего разнообразия там, где условия неблагоприятны для деревьев — в аридных областях тропического и умеренного пояса, у полярной границы лесного пояса, у верхней границы горных лесов. Возрастание фитоценотической роли кустарников сопровождается увеличением их видового и эколого-морфогенетического разнообразия. При этом растения одного и того же вида могут переходить от жизненной формы дерева к кустарнику.

Тропики[править | править код]

В пределах тропической зоны кустарники встречаются от влажных тропических лесов до пустынь.

Кустарники встречаются по всей территории распространения дождевых тропических лесов. Здесь они достигают значительной высоты (до 6—8 м и выше), побеги ветвятся слабо, листья крупные, обычно гигрофильные. Многие из кустарников — аэроксильные, без ветвящихся долголетних подземных стеблей. В ненарушенном дождевом тропическом лесу не играют значительной фитоценотической роли. На вырубках или пожарищах кустарники могут покрывать значительные территории, образуя вторичные труднопроходимые заросли. Флористически влажные тропические леса относительно бедны видами кустарников.

С усилением аридности климата роль кустарников в тропических фитоценозах возрастает. Колючие леса Африки, Индии, Центральной и Южной Америки часто называют «кустарниковыми» лесами. Систематически «кустарниковые леса» сложены разнообразными видами акаций, и других родов бобовых с парно-перистосложными листьями. Изредка доминируют древесные с простыми перистыми листьями, — Адина, Harrisonia, некоторые виды рутовых, бурзеровых, бигнониевых. Большинство кустарников данной формации снабжены колючками. Кустарники колючих и саванновых лесов, — ярко выраженные ксерофиты. Здесь появляются геоксильные кустарники. Их подземные побеги развиты сильнее надземных, имеют большую толщину, более долговечны. В толстых подземных осях запасается влага. Флористически кустарники здесь также преобладают.

В целом роль кустарников в тропической зоне возрастает с усилением аридности и удлинением засушливого периода. Вместе с усилением роли кустарников в фитоценозах тропиков увеличивается их видовое многообразие, появляются и распространяются геоксильные кустарники вместо преобладающих в гумидных тропиках аэроксильных.

Субтропики[править | править код]

Кустарники широко распространены в биоценозах субтропического климата. Как и в тропиках, наибольшее флористическое разнообразие и ведущая роль в растительных сообществах приурочены к аридным областям, особенно с сухим жарким летом и зимними осадками. В Средиземноморье и Капской области кустарники образуют в таком климате специфические сообщества, где они абсолютно доминируют.

Во влажных субтропических лесах кустарники формируют густой часто труднопроходимый подлесок, но всё равно играют подчинённую роль и имеют существенно меньшее видовое разнообразие. Доминирование кустарников здесь возможно лишь на границе леса или в местах нарушенного лесного покрова.

В вечнозелёных жёстколистных лесах, с их аридным климатом, подлесок сложен множеством вечнозелёных склерофильных кустарников. Сплошная вырубка деревьев человеком привела к образованию здесь специфических кустарниковых биомов — маквиса, гарриги, фриганы.

Высота кустарниковых зарослей маквиса достигает полутора — четырёх метров. Почвенное и климатическое разнообразие Средиземноморья приводит к тому, что в каждом его регионе преобладают свои виды. Вместе с тем, ряд кустарников широко распространён по всем средиземноморским маквисам — мирт обыкновенный на тёплых побережьях, земляничное дерево, волчеягодник книдийский, филлирея широколистная, кнеорум трехзёрный, виды рода эрика, мастиковое дерево, терпентинное дерево, испанский дрок, шиповник вечнозелёный.

В капской области близкий тип растительности, финбош, образован разнообразными кустарниками родов эрика, сумах, левкадендрон, протея и других родов вересковых и протейных.

В степях и полупустынях Австралии кустарники образуют заросли низкорослого скрэба.

Калифорнийские чапарали, несмотря на свою чрезвычайную близость к маквису, возникли, очевидно не в результате переэксплуатации лесов человеком, а в силу исключительно климатических причин — они занимают строго ту область, где летом выпадает менее 20% годового количества осадков.

Умеренный пояс[править | править код]

Кустарники образуют развитый подлесок в таёжных лесах Канады, США (пузыреплодник, шиповник, калина, смородина, жамесия, клён голый, черёмуха пенсильванская, кизил) и России (ива, шиповник иглистый, ольха серая, рябина обыкновенная). На севере тайги появляется кустарниковая форма карликовой берёзы.

Кустарниковый ярус хорошо развит в широколиственных и смешанных лесах. По мере похолодания климата термофильные кизил, клекачка, скумпия, калина гордовина, боярышник сменяются холодостойкой лещиной, крушиной, жимолостью, бересклетом, волчеягодником.

В степях и полупустынях нередко развиваются заросли ксерофитных кустарников, формирующих кустарниковую степь с доминированием тёрна, степного миндаля, степной вишни, спиреи.

В пустынных областях умеренного пояса разнообразие кустарников достигает максимума, особенно в сухих горах.

Кустарниковые тундры[править | править код]

Кустарники доминируют в зоне субарктического и альпийского климата. В субарктическом поясе выделяется подзона кустарниковой тундры. Её формируют карликовые ива, берёза и ольха. Кустарниковый пояс выражен и в горной тундре.

Меньшая высота кустарников, по сравнению с деревьями, связана с недолговечностью их осей, резким сокращением их жизненного цикла. Это сокращение сопровождается увеличением скорости побегов. Годичный прирост ряда кустарников превышает 60—70 сантиметров, достигая порой 140—160 см. То есть, кустарники — это не угнетённая форма растений с замедленным развитием, а, напротив, быстрорастущая.

Длительность периода роста надземных осей кустарников меньше в среднем в 10—15 раз, чем у деревьев. Кульминация роста у кустарников наступает на 3—5 году жизни оси. Быстрое достижение кульминации роста вызывает раннее ослабление и прекращение верхушечного роста осей и, вследствие этого, раннее раскрытие сохранившихся спящих почек у основания осей, ослабивших или прекративших верхушечный рост.

Главная ось и сменяющие её оси возобновления завершают свой жизненный цикл от появления над поверхностью почвы до прекращения верхушечного роста в течение 10—15 лет, иногда 20—30, редко более. Вообще же, продолжительность жизни побегов у одних видов кустарников близка к таковой у деревьев (30 и более лет у тёрна, бородавчатого бересклета), а у других — к продолжительности цикла травянистых растений (малина, побеги которой завершают жизнь в 2 года). При этом длительность жизненного цикла варьирует в широких пределах не только для растений одного семейства, но даже внутри одного рода, например, рубус, лапчатка, гравилат, астрагал.

Резкое сокращение срока жизни главной оси и замещающих её осей возобновления порождает вторую билабиальную особенность кустарников — одновременное наличие нескольких или многих надземных осей. При замещении отмершей главной оси раскрываются одна или несколько наиболее удалённых от верхушки почек. Они располагаются очень близко к корневой системе и пребывают в спящем состоянии. С их раскрытием происходит кущение. Главной особенностью кустарника является одновременное функционирование надземных осей нескольких поколений (обычно двух-трёх) в общей системе.

Формирование менее долговечных, чем у деревьев, надземных стеблей сопровождается их дифференциацией на надземные, обеспечивающие ассимиляцию и плодоношение, и более долговечные и толстые одревесневшие подземные стебли — ксилоподии, выполняющие функции вегетативного возобновления и запасающих органов.

ru.wikipedia.org

Группы растений. Деревья — урок. Окружающий мир, 2 класс.

Все растения делятся на три большие группы: деревья, кустарники и травы.

 

 

Самые высокие растения — это деревья.

Деревья — это растения, у которых есть один твёрдый ствол, покрытый корой. 

У деревьев есть одревесневший ствол с корой и корни. Ветви образуют крону.

 

 

Деревья различаются толщиной ствола, формой кроны, узором на коре. А ещё они различаются листьями, цветами, плодами и семенами.

 

 

Высота деревьев может быть разная — от \(2\) до \(100\) метров.

 

Деревья живут долго. Одни деревья живут десятки лет, другие — сотни, а некоторые — даже тысячи.

Пример:

дуб может расти \(200\)–\(400\) лет, а секвойя — более \(2000\).

 

 

 

 

Источники:

Иллюстрации:

900igr,net

https://fgarden.kz/p31549137-dub.html
https://infografics.ru/all/samoe-vysokoe-derevo/

www.yaklass.ru

Презентация к уроку по окружающему миру (2 класс) на тему: презентация "Кустарники леса" к уроку окружающего мира во 2 классе, программа 21 век

Слайд 1

Кустарники леса

Слайд 2

Барбарис Этот кустарник называют «колючей красоткой». Ветки барбариса имеют длинные острые колючки, которые собраны в пучки по 3-5 штук. Но, несмотря на свой колючий вид, растение очень красиво в любое время года. Весной оно покрыто нарядными жёлтыми цветками, в августе-сентябре усыпано ярко-красными продолговатыми плодами, а поздней осенью листья его становятся алыми. Издавна известны лекарственные свойства и ценные вкусовые качества барбариса. Его корни и кору используют для лечения желудка и печени. Кислые ягоды идут на изготовление сока и варенья, а также служат приправой, придающей пище приятный вкус и аромат.

Слайд 3

Бересклет бородавчатый Кустарник высотой 2-4 м. Цветёт в мае- июне, цветки красно-бурые с неприятным запахом, плоды ядовиты. Морозостоек.

Слайд 4

Боярышник Кустарник 3-5 м. Растёт быстро. Светолюбив, цветёт в мае-июне. Цветы преимущественно белые. Плоды съедобные, цвет от жёлтого, красного до чёрного. Морозостоек.

Слайд 5

Бузина Внешний вид растения притягивает, а запах отталкивает, т.к. этому растению присущ не самый приятный аромат. Более того, ягоды не очень то и приятны на вкус. Кушать ягоды сырыми не стоит, т.к. они не относятся к категории съедобных, но всё же обладают целебными свойствами. Их используют как противовоспалительное средство, плоды оказывают мощное обезболивающее действие, используются при лечении кожных заболеваний

Слайд 6

Ежевика Ростом не более1,5 м в высоту. Цветёт с середины до конца лета. В листьях ежевики содержится много полезных веществ для организма человека, такие как флавоноиды, органические кислоты и др. Плоды укрепляют иммунную систему, нормализуют обмен веществ и улучшают все функции организма, оказывают жаропонижающее действие.

Слайд 7

Жимолость обыкновенная В народе называют «волчьей ягодой». Плоды- блестяще красные ягоды размером с горошину, у некоторых плоды- тёмно-синие, причём вполне съедобные. Цветки небольшие, белые, несколько причуд- ливой формы. Листья имеют правильную овальную форму, покрыты густым коротким пушком. Интересные свойства имеет древесина -она очень крепкая, вязкая и тяжёлая. Из стволов жимолости прежде делали ружейные шомпола, кнуто- вища и другие предметы, где требуется особая твёрдость.

Слайд 8

Калина « красная, прекрасная, ненаглядная, кружевница»-так говорят в народе. Весной она украшена круже- вом белых цветков, а осенью, как огонь- ки, блестят ярко-красные гроздья её сочных плодов. Плоды её некоторых видов употреб- ляются в пищу и используются при ги- пертонии, при ангине, при осиплости голоса, при бронхите, при головной бо- ли.

Слайд 9

Малина Всем известна малина, или как её называют, «медвежья ягода». Родиной малины считается Азия. Первые малинные плантации заложил Юрий Долгорукий в первой половине 12 века. Малина любит тенистые леса. Она лечит, кормит и угощает десертом. Малиновое варенье- лучший помощник при простуде. В составе малины содержат- ся вещества, отвечающие за упругость кожи, красоту и ровный цвет лица. Плоды облада- ют кровоостанавливающим действием и повышают аппетит.

Слайд 10

Облепиха крушиновая (обыкновенная) Кустарник высотой 1,5 -3 м или дерево -6 м и более. Продолжительность жизни - до 50 лет. Облепиха достаточно зимостойкая, она выдерживает морозы до -50 градусов. В народной медицине плоды облепихи ис- пользуют как болеутоляющее, желудочное и противосклеротическое средство. Отвар из цветков и плодов применяют для лечения кож- ных заболеваний. Цветки используют как кос- метическое средство. Особую ценность имеет облепиховое масло, получаемое из плодов. Из её плодов готовят варенье, компоты, желе, кисели, мармелад. Этот кустарник вошёл в число лучших поли- витаминных растений.

Слайд 11

Сирень обыкновенная Кустарник высотой 2-7 м. Корни мощ- ные, кора серая, молодые ветки жел- товато-серые.Листья ярко-зелёные, сердцевидные, зеленеют раньше всех и дольше всех сохраняются. Осенью листья сирени не желтеют. Цветки ли- лово -фиолетовые, появляются вместе с листьями, с сильным ароматом. Цве- тёт в конце мая. В медицине исполь- зуются листья и цветки.

Слайд 12

Шиповник В народе его называют «дикой розой». Встречается на опушках леса, в зарослях кустарников и на солнечных косогорах. Шиповник- это колючий кустарник высотой от 1-2 м. Листья сложные. Цветки крупные и душистые. Плоды мясистые, ягоды жёлтые, красной или чёрно-бурой окраски, содержащие в себе целебные свойства

Слайд 13

Смородина Многолетний кустарник, продолжитель- ность жизни 25-30 лет. Окраска ягод раз- нообразна. Особенно ценятся ягоды смородины за высокое содержание ви- таминов С и Р, они улучшают обмен ве- ществ, предохраняют от заболеваний цингой, рахитом. Ягоды применяют для приготовления варенья, желе, джема, мармелада, ком- потов.

Слайд 14

Спасибо за внимание!

nsportal.ru

Кустарники леса (2 класс) - презентация, доклад, проект

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: [email protected]

Мы в социальных сетях

Социальные сети давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Мы узнаем из них новости, общаемся с друзьями, участвуем в интерактивных клубах по интересам

ВКонтакте >

Что такое Myslide.ru?

Myslide.ru - это сайт презентаций, докладов, проектов в формате PowerPoint. Мы помогаем учителям, школьникам, студентам, преподавателям хранить и обмениваться своими учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей >

myslide.ru

Конспект урока окружающего мира на тему "Кустарники леса" 2 класс

Тема урока: Кустарники леса.

Цель: создание условий для расширения кругозора учащихся по теме «Кустарники леса».

Задачи:

– расширить и углубить знания учащихся о кустарниках наших лесов.

– развивать зрительное восприятие, внимание, память, речь и словарный запас учащихся.

– воспитывать желание познать окружающий мир; воспитание бережного отношения к природе.

УУД:

Личностные:
– Целостный взгляд на мир, оценивать личное эмоционально – эстетическое отношение к окружающему миру.

Коммуникативные:
– Умение выражать свои мысли, передавать мысли, умение слушать других, уметь отвечать на поставленный вопрос.

Регулятивные:
– Формирование темы урока, уметь выполнять задание в соответствии с целью

Познавательные:
– Понимать взаимосвязь между человеком и окружающим миром

Оборудование: мультимедийная презентация; учебники «окружающий мир»; схемы «Ярусы леса» и наборы карточек с признаками кустарников; текст «Кустарники леса»; аудиозапись «Звуки леса»; аудиозапись «Пение птиц в лесу»; гербарий; наборы лесных листочков; карточки – помощники для составления рассказов.

I. Самоопределение к деятельности.

– Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь!

– Сегодня мы с вами совершим путешествие. Куда? Это вы узнаете, отгадав загадку:

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт,

Заходи в зелёный дом,

Чудеса увидишь в нем. (Лес)

– Правильно, сегодня мы будем путешествовать по лесу. Каждый из вас сегодня сможет почувствовать себя настоящим ученым-исследователем! А чтобы заметить и увидеть все чудеса и красоту леса, вам нужно быть очень-очень внимательными.

– Итак, начнем наше путешествие!

II. Актуализация знаний.

– Ребята, мы с вами приехали в лес и осторожно идем по лесным тропинкам! Какие звуки леса вы услышали, гуляя по этим тропинкам?

– Скажите, пожалуйста, как вы считаете, а в какое время года мы оказались в лесу? (это весна, так как уже поют птицы, деревья одеты в листву)

– Конечно же, это весна! По каким признакам вы это определили?

– Скажите, а какие растения вы заметили, гуляя по лесу?

(деревья, травы, кустарники)

– Ребята, говорят, что лес – это зеленый дом, а еще говорят, что дом этот – многоэтажный.

– А почему он многоэтажный? Что это за этажи? (Лес многоэтажный, так как состоит из ярусов. Верхний ярус – деревья, средний – кустарники, нижний – травы.)

– И действительно, в лесу растения растут в несколько этажей, ярусов. Верхний ярус – это деревья, средний ярус принадлежит кустарникам, а нижний – травянистым растениям и грибам.

– Давайте вспомним, какие деревья вам известны. Сможете ли вы узнать их? (Показ гербария)

–А сейчас ответьте на вопросы.

Много рук, а нога одна. (Дерево)

Растёт ли дерево зимой? (Нет)

Листья, какого дерева как бы дрожат от ветра. (Осина)

Какое дерево весной поит дятла? (Береза)

Какое дерево используют для изготовления лыж? (Береза)

Что это – белоствольное чудо России? (Береза)

Из какого дерева делают спички? (Осина)

Самое могучее дерево? (Дуб)

Из какого дерева делают карандаши? (Кедр)

Из древесины какого дерева делают самые лучшие скрипки? (Ель)

III. Постановка проблемной учебной задачи.

– Молодцы, ребята! А сейчас мы подходим к самой важной и ответственной части нашей экскурсии в лес. Закройте глазки!

– Гуляя по лесным тропинкам и вдыхая аромат весеннего пробуждающегося леса, мы вышли на освещенную солнцем полянку.

– Откройте глазки и посмотрите на эту полянку!

– Что за растения мы видим? (Кусты калины)

– Скажите, ребята, а к какому ярусу леса вы бы отнесли куст калины?

– Я предлагаю вам составить паспорт кустарника. Для этого вам необходимо будет внимательно рассмотреть и исследовать слайд.

Мы будем работать по группам. Каждая группа – это 4 человека. Вам понадобится набор карточек, который есть у вас на партах. Ваша задача – выбрать только признаки кустарников. Вам может помочь слайд.

– Ребята, я дам вам небольшую подсказку – у каждой группы в карточках спрятан только ОДИН признак кустарника.

– Сравните картинку с изображением кустарника и изображением дерева. Приступили к работе! Можно совещаться с товарищами. (На столах ребят наборы карточек с признаками кустарников и деревьев.)

– Итак, давайте составим паспорт кустарника! Какие признаки вы нашли? (На доске появляются карточки, прикрепляемые учащимися: несколько стволов; стволы гибкие; невысокие; стволы тонкие; стволы гнущиеся.)

– Молодцы, ребята!

Формулировка темы урока

– Ребята, но наш урок сегодня необычный, и мы с вами не просто так вышли именно на полянку с кустарниками.

– Как вы думаете, какой будет тема сегодняшнего урока?

– Итак, действительно, тема нашего урока – «Кустарники леса».

– Мы узнаем, какие же кустарники растут в наших лесах. Давайте определим цель и задачи нашего урока. Как вы думаете, что сегодня предстоит нам сделать на уроке? (Повторим признаки кустарников, познакомимся с различными кустарниками – обитателями леса.)

– Эта информация поможет вам ориентироваться в природе леса, а в дальнейшем, пригодится на уроке биологии в старшей школе.

IV. Физкультминутка.

– Но, чтобы отправляться глубже в лес на поиски кустарников, важно быть внимательным, иначе в лесу можно заблудиться! А чтобы быть внимательными в дороге, нам нужно немного отдохнуть!

Физминутка «Узнай кустарник»

– Называю любые слова. Услышим кустарник, хлопаем в ладоши.

Птица, дерево, калина, ландыш, малина, заяц, дом, волчье лыко, голубь, грязь, осень, арбуз, снегирь, смородина, горбуша, шиповник, орешник, папоротник, клюква, медведь, можжевельник, барсук.

– Порадуйтесь друг за друга. Похлопайте все дружно. Подарите друг другу бурные аплодисменты.

– Молодцы! Теперь мы отдохнули и готовы идти дальше.

V. Открытие нового знания.

– Как вы думаете? Что такое кустарник? (Ответы ребят)

– А как же дается толкование этого слова в словаре.

– Кустарники – это деревянистые растения, ветвящиеся у самой поверхности почвы.

– Молодцы! Отлично поработали!

– С ботанической точки зрения кустарники отличаются от деревьев тем, что не имеют хорошо выраженного главного ствола. У них развивается несколько примерно одинаковых по величине, равноценных стволиков. Однако в лесу есть немало деревянистых растений, у которых хорошо выражен главный ствол, но деревьями их вряд ли можно назвать. Эти растения имеют небольшую высоту. Они не выше настоящих кустарников, а стволик их достаточно тонкий. Такие растения мы тоже будем считать кустарниками.

– На уроках биологии вы узнаете много интересного, как возникли кустарники.

– Я вам только скажу, что в ходе эволюции растительного мира кустарники возникли из деревьев в результате приспособления к неблагоприятным условиям (засуха, низкая температура)

– Идем дальше!

VI. Первичное закрепление.

– Ребята, мы с вами уже долго путешествуем по лесу, давайте немного отдохнём и послушаем пение птиц! Закрывайте глазки!

– Посмотрите, на ваших столах лежат веточки с различных кустарников! Рассмотрите эти веточки внимательно!

– Вы хотите узнать об этих кустарниках побольше? Тогда откройте ваши учебники на странице 53, а кому то может понадобиться страница 54.

– Найдите информацию о том кустарнике, веточка которого у вас на парте. Внимательно прочитайте и снова выберите самое главное, на ваш взгляд.

– Составьте с товарищами по группе рассказ о вашем кустарнике.

– Ребята, каждая группа должна выбрать одного рассказчика, который выступит с сообщением о кустарниках. Чтобы вам было легче составить рассказ, я раздам вам карточки-подсказки – 1 на каждую группу.

Посовещайтесь, выберите одного рассказчика.

– Итак, группы готовы!

VII. Продолжение работы по теме урока.

– А теперь работаем быстро! Отгадываем загадки. Готовы?

Три кругленьких сестрички
Летом зелены,
К осени одна белеет, другая краснеет, третья чернеет.
(Белая, красная и черная смородина).

Вот так ягоды, смотри,
Как напёрстки малые,
Все они под цвет зари-
Алые – преалые.
Есть для ягод и корзинка,
Полезай в нее,… (Малинка)

Платье потерялось — пуговки остались.  (Рябина, калина)

В лесу на поляне
Стоит кудрявый Ваня,
Богач невелик,
А орешками наделит. (Лещина)

Куста чудесней нет,
Он славит день весенний,
Пахуч и нежен цвет
Красавицы ... (Сирени)

VIII. Включение нового знания в систему.

– Посмотрите, у меня в руках веточки. Как вы думаете, какого кустарника? Верно, сирени.

– Посмотрите, все ли почки одинаковые? Какие крупнее? Верно, верхушечные почки крупнее боковых. Как вы думаете, почему? (Потому что оттуда появятся цветы)

– Попробуйте осторожно согнуть ветки: гибкие они или хрупкие?

– Эти веточки неделю назад я срезала, принесла домой и поставила в воду. Вскоре почки на них стали набухать. Какой из этого можно сделать вывод?

– Зимой все деревья и кустарники не умирают, а засыпают на период холодов. Но как только возникают благоприятные условия для роста, они просыпаются и начинают распускаться.

IX. Домашнее задание.

– Ребята, дома вас ожидает не менее интересное домашнее задание, за которое на следующий урок вы получите оценки. Вы должны будете подготовить сообщение о том кустарнике, о котором узнали на уроке (о любом) и нарисовать этот кустарник. Домашнее задание будет на доске, а в конце урока вы перепишете его в дневник. (Сообщение и рисунок любого кустарника, уч. с.52-55, р.т. с.20)

– А пока давайте подведём итоги сегодняшнего урока.

X. Итог урока.

– Скажите, пожалуйста, чем же кустарники отличаются от деревьев?

– К какому ярусу леса относятся кустарники?

– О каких кустарниках мы сегодня говорили на уроке?

– Молодцы!

XI. Рефлексия.

– Ребята, посмотрите, на доске висит дерево. Но оно пока серое. Подумайте внимательно, как вы себя чувствовали на уроке? Всё ли получалось? Было ли вам интересно? Подумайте, в каком лесу сегодня были вы? Хотелось бы вам украсить это дерево листочками?

– Подумали? Теперь прикрепите ваши листочки на картинку. Если вам урок понравился и всё получилось, приклейте лист или цветок к дереву, если же вы испытывали трудности, приклейте его под ним, тем самым формируя полянку.

– Посмотрите, какое необычное дерево у нас получилось!

– Наш урок подходит к концу! Мне очень понравилось с вами работать, ребята! Вы все очень любознательные и активные! Я надеюсь, что домашнее задание не вызовет у вас затруднений! Спасибо за вашу активность на уроке! Урок окончен, до свидания!

КАРТОЧКА - ПОМОЩНИЦА

Малина обыкновенная – Малина – всем знакомый обитатель лесных полян, вырубок. Внешне она и впрямь ничем не привлекает нашего внимания, даже во время цветения. Мы ее замечаем только в конце лета, когда она только начинает плодоносить. О том, что малина сладкая, знаем не только мы, но также медведи и дрозды – большие любители красных, сочных ягод.

Ежевика – Ежевика – вкусная и сочная ягода, самая близкая родственница малины. Растет в виде колючего кустарника, дающего крупные темно-фиолетовые плоды с кисло-сладким вкусом. Свое название ягодка получила за колючие стебли, напоминающие иголки ежа. Очень уважают ежевику пчеловоды – мед, собранный пчелами в период цветения кустарника, очень ароматный и полезный.

Калина – Нарядна она с весны до глубокой осени, сначала цветами, а потом плодами. В её плодах витаминов больше, чем в апельсинах и даже лимонах. Даже есть и очень необходимое нашему организму железо.

Лещина – Орешник или лещину мечтает встретить каждый человек, как только попадает в лес. У этого растения богатая история и область применения. Считается, что если во время грозы спрятаться под это дерево, то можно избежать удара молнии. Плоды орешника – полезны и вкусны. Вырастить самостоятельно это дерево можно и у себя дома.

Смородина – Лесные ягоды смородины более мелкие, но ароматные и вкусные.

Черёмуха – С цветением этого загадочного, удивительного и очень ароматного растения многие из нас и ассоциируют весну. Ягоды черемухи вместе с косточками перемалывают и получают черемуховую муку, из которой потом делают черемуховый торт. Черемуха обладает ранозаживляющим действием. В годы ВОВ сок плодов черемухи применяли при лечении ран. Не стоит нести в дом букеты из душистых веток черемухи, они выделяют кислоту, которая оказывает отравляющее воздействие на живые организмы.

Акация Кустарник с сильно выраженным запахом. На них много колючек, растёт в основном тёплых местах. Цветы сладкие, привлекают пчёл и других насекомых.

Карточки-признаки

Один стебель (ствол)

Множество зелёных тонких стеблей

Несколько стволов

Ствол толстый

Ствол прочный, негнущийся

Стволы гибкие

Высокий

Ствол отсутствует, имеется стебель

Невысокий

Один ствол, растущий прямо

Нет выраженного ствола

Стволы тонкие

Стебли мягкие, сочные

Один большой ствол, от которого отходят ветви

Стволы гнущиеся

Словарная страничка

infourok.ru


Смотрите также