закрыть
Товаров: Нет
На сумму: 0 руб.
+7(495)
с 8:00 до 22:00 (без выходных)
контактная информация

М турежанов маленький садовод


УМНАЯ ХРЕСТОМАТИЯ

89

Как увидишь, что спешит

Он своей дорогой,

Ты его не обижай,

Ты его не трогай.

Маленький садовод, М.Турежанов

У Садыка отец был садовником. Мальчик всегда помогал ему.

Чуть сойдёт снег, подсохнет земля, и они как муравьи хлопочут в

саду.

Подбегает к ним как-то Халел и говорит:

- Пойдём, Садык, поиграем…

- У меня много работы, - отвечает Садык.

- Подумаешь, работа! Отец твой все сделает. Играть же веселее.

И Халел стал одну за другой доставать игрушки. Садыку очень

хотелось поиграть, но он переселил себя и продолжал работать.

Наступила осень. Выросло в саду много плодов и ягод.

Садык сам ест и друга угощает. Халел наелся и говорит:

- Вот съем все, и ничего не останется.

- Останется, - ответил Садык. – Папа сказал: «Земля щедро пла-

тит тем, кто труд на игру не меняет».

Инет, С.Шаймерденов

Жила с нами по соседству маленькая девочка Алма. Но поче-

му-то все называли ее не Алма, а Инет. Я всегда удивлялся: «Почему

же её не называют по имени? Что такое Инет?»

Это было во время летних каникул. Однажды Алма играла с

подружками во дворе. Из дому вышла мать.

- Алмашка, сбегай в магазин за хлебом, - попросила она.

Алма поморщилась.

- И нет, - ответила она.

Алма всегда так поступала, когда её о чем-нибудь

просили.

- И нет! И нет! – отвечала она каждый раз.

Алма не помогает маме. Потому ее и прозвали

Инет.

osken.kz

Разработка урока и презентация для начальных классов на тему "М. Турежанов "Маленький садовод"

Программные задачи:

Развивать у детей способность понимать нрав­ственный смысл изображаемых в рассказе событий, правильно оценивать по­ступки героев, учить эмоционально откликаться на содержание реалистическо­го произведения о трудолюбии.

Воспитывать уважение к труду, к старшим.

Развивать внимание, память речь.

Ход занятия.

I. Орг момент. Психологический настрой.

Повторение пройденного материала

Викторина.—по пройденным произведениям

А)  Сказка о рыбаке и рыбке,

Б) Казахстан

В) Жадный бай и Алдар Косе

Г) Грубая благодарность

Времена года( стихи)

Физминутка. Ветер дует нам в лицо

Вступительная часть.

1. Обыгрывание волшебной шкатулочки. Воспитатель с детьми находят в шкатулочке серебряный ключик. С помощью волшебных слов и ключика от­крывают книгу. Воспитатель объявляет тему занятия.

2. Беседа. Вопросы:

- Как называется место где растут фруктовые деревья?

- Как вы думаете, кого называют садоводом?

- В какое время года садоводу приходиться много работать?

3. Ассоциации  с слову сад.

II. Работа с рассказом.

1) Рассказывание воспитателем.

2) Беседа. Вопросы:

- Кто из мальчиков вам понравился? Почему?

- Как вы думаете, почему в саду у Садыка вырос богатый урожай плодов и ягод? Как понимаете слово "плоды"?

- На кого из героев рассказа хотели бы быть похожими?

- Помогаете ли вы своим родителям дома, на даче, во дворе? Какие рабо­ты вы проводите весной с родителями на даче, во дворе?

III. Дидактические игры:

Игра «Собери корзину»- по рядам

Физминутка "Что, где растет?", "Ответим Жанаре-почемучке" (Сборник дидактических игр).

Инсценировка рассказа.

Пословица . Земля щедро платит тем кто труд на игру не меняет.

IV. Заключительная часть. Подведение итогов занятия. Закрытие книги.

М. Турежанов Маленький садовод.

У Садыка отец был садовником. Мальчик всегда помогал ему. Чуть с снег, подсохнет земля, и они как муравьи хлопочут в саду. Подбегает к ним как-то Халел и говорит:

- Пойдем, Садык, поиграем...

- У меня много работы, - отвечает Садык.

- Подумаешь, работа! Отец твой все сделает. Играть же веселее.

И Халел стал одну за другой доставать игрушки. Садыку очень хотелось играть, но он пересилил себя и продолжал работать.

Наступила осень. Выросло в саду много разных плодов и ягод. Садык сам ест и друга угощает. Халел наелся и говорит:

- Вот съем все, и ничего не останется.

Останется, - ответил Садык. - Папа сказал: "Земля щедро платит тем труд на игру не меняет".

Весь материал - в архиве.

videouroki.net

Пересказ рассказа М,Турежанова "Маленький садовод"

Раздел: Кто я?

Подтема: Труд – всему голова

Тема: Пересказ рассказа м. Турежанова «маленький садовод»

ОУД № 2

Школа/ДО:

Дата:

Ф.И.О. педагога:

Предшкольный класс/ группа:

количество присутствующих:

количество от- сутствующих:

Цели ОУД

0.1.1.1. Отвечать на вопросы по содержанию небольших текстов, сказок, расска- зов, детских стихотворений и т.д.

0.1.3.1. Пересказывать прослушанный материал по иллюстрации, сохраняя по- следовательность событий.

0.2.1.1. Распознавать жанры по их особенностям (сказка, загадка, рассказ и т.д.).

0.2.2.1. Высказывать отношение к поступкам героев (нравится/не нравится, пото- му что)

0.2.4.1. Сопоставлять иллюстрации с эпизодом сказки.

Предполагаемый результат

Все дети смогут:

отвечать на вопросы педагога по содержанию рассказа;

отличать жанровые особенности рассказа.

Большинство детей смогут:

дать оценку поведению мальчиков.

Некоторые дети смогут:

сопоставить иллюстрацию с эпизодом рассказа, определить несоответствия ил- люстрации и содержания.

Языковая цель

Развитие навыков: делать самостоятельные выводы, давать полные, разверну- тые ответы на поставленные вопросы.

Полиязычие: бау-бақша, сад, garden.

Основные термины и словосочетания:

писатель, тема занятия, автор рассказа, литературный жанр, пересказ.

Вопросы для обсуждения

Почему автор сравнивает Садыка и его отца с муравьями? Что важнее для Садыка: труд или игра?

материал про- шедших ОУД

Беседа об охране природы, работа по составлению сложных предложений, жан- ровые особенности рассказа.

План

Временное пла- нирование

Планируемые мероприятия

Ресурсы

0–1 мин.

(к) Создание положительного эмоционального настроя –

игра «Дружный круг».

Дети встают в круг и повторяют движения за педагогом. Если вместе соберемся,

Если за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся, Хлоп-хлоп!

Топ-топ! Прыг-прыг! Шлеп-шлеп!

Прогуляемся, пройдемся,

Как лисички … (мышки, солдаты, старушки).

1–4 мин.

Актуализация жизненного опыта. Целеполагание.

(к, И, Д) Педагог предлагает детям послушать стихотворение

К. Ильяшевой «У папы яблоневый сад». У папы яблоневый сад

Растет из года в год.

И радует всех в нашем доме

По осени апорт.

И я решил сажать свой сад, Чтоб радовать людей. Апортом буду угощать

Всех близких и друзей. Пришла весна – пора сажать Цветы, деревья, виноград.

И дедушка с любимым внуком

Сажают яблоневый сад.

Вопросы.

1. Понравилось ли стихотворение?

2. О чем рассказывает автор стихотворения?

3. А вы помогаете своим родителям?

4. Как можно назвать детей, которые помогают своим родите- лям?

Педагог сообщает детям, что сегодня хочет познакомить их с одним мальчиком, которого зовут Садык. Садык – это мальчик из рассказа казахского писателя М. Турежанова, а рассказ на- зывается «Маленький садовод».

Педагог показывает портрет писателя. Просит вспомнить об особенностях литературного жанра – рассказ.

Портрет М. Туре- жанова

4–14 мин.

(к, И) чтение рассказа.

Вопросы:

1. Понравилось произведение? Почему?

2. Кто из мальчиков понравился больше? Почему?

3. Какими словами можно охарактеризовать Садыка?

4. Какими словами можно охарактеризовать Халела?

5. Что важнее было для Садыка: труд или игра?

6. Почему он выбрал труд, хотя ему очень хотелось играть?

7. Почему автор сравнивает Садыка и его отца с муравьями?

8. Почему Садык и его отец смогли вырастить такой богатый урожай?

9. Любите ли вы трудиться вместе с родителями?

Предлагает вспомнить, как называют людей, которые ухажи- вают за овощами, за цветами.

Словарная работа: урожай, фрукты, хлопотать, пересилить.

Хрестоматия

14–16 мин.

Динамическая пауза Вот так яблоко! (Встали) Оно (Руки в стороны)

Соку сладкого полно. (Руки на пояс)

Руку протяните, (Протянули руки вперед) Яблоко сорвите. (Руки вверх)

Стал ветер веточку качать, (Качаем вверху руками) Трудно яблоко достать. (Подтянулись)

Подпрыгну, руку протяну (Подпрыгнули)

И быстро яблоко сорву! (Хлопок в ладоши над головой) Вот так яблоко! (Встали)

Оно (Руки в стороны)

Соку сладкого полно. (Руки на пояс)

16–28 мин.

(к, И, Г) Пересказ.

Повторное чтение с установкой на пересказ.

Пересказ детей. Желательно прослушать сначала более подго- товленных ребят.

Работа в азбуке-тетради.

Задание 1. Рассмотри картинку. Найди изменения, которые внес художник, когда рисовал картинку к рассказу.

Вопросы:

Где трудились отец и Садык? Что они вырастили?

Каким одним словом можно назвать то, что растет на огороде, и то, что растет в саду?

Азбука-тетрадь, карандаши

2. Знакомство с пословицей: «Без труда не вынешь рыбку из пруда».

Совместное обсуждение смысла пословицы.

Задание 2. Обведите предметы, которые понадобятся для работы в саду маленькому Садыку и его отцу. Объясните свой выбор.

Закрепление слов из текста рассказа на трех языках: бау- бақша, сад, garden.

28–30 мин.

Итог ОУД. Рефлексия.

– Автор рассказа «Маленький садовод»... .

– Отец Садыка был... .

– Садыка можно назвать ... .

– Халела можно назвать... .

– Урожай – это... .

– Инвентарь для работы в саду: ...

Педагог просит детей дать самооценку своей работе на занятии:

если ребенок понял тему и способен применить знания и умения, он дорисовы- вает смайлику улыбку; если цель достигнута частично – прямой ротик; если цель не достигнута – грустный ротик.

infourok.ru

Конспект "Турежанов "Маленький садовод" - дошкольное образование, уроки

Мектепалды даярлық топтағы ұйымдастырылған оқу іс-әрекетінің конспектісі

Конспект организованной учебной деятельности в подготовительной группе

Өткізу күні/Дата проведения:

Тәрбиеші/Воспитатель:

Білім беру саласы/Образовательная область: Коммуникация

Пән/Предмет: Художественная литература

Өтпелі тақырып/Сквозная тема: «Осенние букеты»

Тақырыбы/Тема: Пересказ рассказа М.Турежанова «Маленький садовод».

Мақсаттары/Цели:

1.Тәрбиелік- воспитательная: воспитание любови и бережного отношения к природе.

2.Дамытушылық развивающая: вызвать в детях желание помогать друг другу, взрослым

3. обучающая: формировать умение детей слушать, отвечать на поставленный вопрос

Педагогикалық технологиялар /пед.технологии: коммуникативно – языковая, личностно - ориентированная

Ресурстармен қамтамасыз ету/Ресурсное обеспечение: Дидактическая игра «Подбери правильно»

Көптілдік. Полиязычие: бау-бақша, сад, garden.

Ұйымдастырылған оқу қызметінің барысы

1.Ұйымдастырушылық кезеңі/организационный момент

Собрались все дети в круг

Я твой друг

И ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

2. Негізі бөлімі/основная часть

Дети, вы помогаете родителям? А как вы помогаете? Выполняете ли вы работу до конца? ----=Сейчас я вам прочитаю рассказ М. Турежанова «Маленький садовод». Слушайте внимательно. Воспитатель читает рассказ. После прочтения воспитатель задает вопросы. Понравился рассказ? Почему он так называется? Как зовут мальчика? Кто отец Садыка? Дети, в этом рассказе Садык очень трудолюбивый мальчик. Он помогал своему отцу. Он собрал большой урожай. И он оказался очень щедрый.

Воспитатель читает рассказ еще раз с остановками и затем спрашивает 5-6 детей.

Дети стараются пересказать.

Физминутка

Дует ветер нам в лицо

Закачалось деревцо

Ветер тише, тише

А деревцо все выше.

-послушайте пословицу:

1.Кто трудится рад, тот хлебом богат.

2.Будешь трудиться, будут у тебя и хлеб и молоко водиться.

3. Была бы охота- заладится всякая работа.

4. Дело словом не заменишь.

5. Кто не работает, тот не ест.

6. Ученье без уменья не польза, а беда.

6. Без дела жить, только небо коптить.

7. Кто трудиться рад, тот хлебом богат.

Постарайтесь запомнить эти хорошие пословицы. Повторяет несколько раз.

Дидактическая игра «Подбери правильно» (вершки и корешки). Дети делятся на две группы. Дети должны найти подходящие друг к другу картинки и назвать, что за овощ получился.

Көптілдік. Полиязычие:

3. Қорытынды/итоговая часть

Воспитатель подводит итог занятия. Хвалит детей за старание.

–  Автор рассказа «Маленький садовод»... .

–  Отец Садыка был... .

–  Садыка можно назвать ... .

–  Халела можно назвать... .

–  Урожай – это... .

–  Инвентарь для работы в саду: ...

Педагог просит детей дать самооценку своей работе на занятии:

если ребенок понял тему и способен применить знания и умения, он дорисовывает смайлику улыбку; если цель достигнута частично – прямой ротик; если цель не достигнута – грустный ротик.

М. Турежанов Маленький садовод.

У Садыка отец был садовником. Мальчик всегда помогал ему. Чуть с снег, подсохнет земля, и они как муравьи хлопочут в саду. Подбегает к ним как-то Халел и говорит:

- Пойдем, Садык, поиграем...

- У меня много работы, - отвечает Садык.

- Подумаешь, работа! Отец твой все сделает. Играть же веселее.

И Халел стал одну за другой доставать игрушки. Садыку очень хотелось играть, но он пересилил себя и продолжал работать.

Наступила осень. Выросло в саду много разных плодов и ягод. Садык сам ест и друга угощает. Халел наелся и говорит:

- Вот съем все, и ничего не останется.

Останется, - ответил Садык. - Папа сказал: "Земля щедро платит тем труд на игру не меняет".

kopilkaurokov.ru

Пересказ М. Турежанова «Маленький садовод».

09.12.2015 год

Развитие речи

Тема: Пересказ М. Турежанова «Маленький садовод».

«Земля щедро платит тем, кто труд на игру не меняет».

Задачи:

Учить пересказывать литературный текст.

Обратить внимание детей на разнообразие грамматических средств. Упражнять в подборе синонимов, оценивать словосочетания по смыслу;

Обогащать словарный запас, развивать связную речь;

Словарная работа: Садовник, как муравьи хлопочут в саду

Этапы деятельности

Действия воспитателя

Деятельность детей

Мотивационно - побудительный

Дети давайте поговорим о народных пословицах.

1 До пота поработаешь - со вкусом поешь

2 От дождя земля цветет, от труда джигит мужает

3 Для труда нужна сноровка.

Послушайте рассказ казахского писателя М. Турежанова

«Маленький садовод»

Чтение рассказа.

Беседа по содержанию.

Как называется рассказ?

Кто такой садовник?

Как вы понимаете выражение

«Как муравьи хлопочут в саду»?

Что предложил Халел Садыку?

Как поступил Садык?

Что произошло осенью?

Почему Садык повторил слова отца «Земля щедро платит тем, кто труд на игру не меняет».

Работа в азбуке – тетради:

Рассмотрите картинку – что вы на ней видите?

Чем заняты Садык и его папа?

Что делает Халел?

Посмотрите на нижнюю картинку:

Что делают мальчики?

Повторное чтение рассказа.

Дети объясняют смысл пословиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организационно - поисковый

 Пересказ по ролям.

Прочитать стихотворение.

Что нужно есть чтобы быть здоровым

Обсудить, что продукты труда человека несут здоровье, силу.

отвечают на вопросы по содержанию, пересказывают по ролям.

Итог урока

Какое рассказ вы сегодня прослушали?

Что нового для себя узнали?

Как вы думаете все ли активно работали?

Самооценка

Рефлексивно - корригирующий

На джайляу, на джайляу с головой укроют травы.

На джайляу каждый рад

Покормить из рук ягнят,

Мчаться к речке босиком,

Соревнуясь с ветерком,

И на камешках валяться,

Загорать и закаляться,

В наш зеленый, дивный край-

На джайляу – приезжай!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ожидаемый результат:

Знать: Произведение и уметь его пересказывать.

Иметь: объяснять смысл пословиц.

Уметь: самостоятельно выполнять творческую работу.      

infourok.ru

Краткосрочный план урока по ознакомлению с художественной литературой на тему "Маленький садовод" (М. Турежанов)

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

Тема: Мадыхат Турежанов

«Маленький садовод»

Школа: ГУ «Джалтырская средняя школа № 2»

Дата:

Ф.И.О. педагога: Каратовская Людмила Николаевна

Предшкольный класс/ 0 «Б»

Кол-во присутствующих

отсутствующих

Цель

Предполагае

мый результат

Все учащиеся смогут:

  • назвать фамилию, имя автора рассказа, название рассказа;

  • пересказать его содержание.

Большинство учащихся смогут:

  • обмениваться впечатлениями;

  • понимать причину действия героев;

  • инсценировать рассказ.

Некоторые учащиеся смогут:

  • развернуто отвечать на вопросы по прочитанному тексту, соблюдая максимальную точность;

  • приводить примеры из личного опыта.

Предшествую

щие знания

Кто такой садовод, какие функции исполняет садовод.

ПЛАН УРОКА

Планируемое время

Запланированная деятельность

Ресурсы

  1. Создание положительного эмоционального настроя 0-1 мин

ИКТ

(К)Создание положительного настроя на занятие.

Скажите, чему вы сегодня удивлялись? А мое удивление вызвало солнышко. Оказывается, оно, как настоящий волшебник, умеет тепло и ласково здороваться. А вот как это было:

Утром ранним кто-то странный

Заглянул в мое окно.

На ладони появилось

Ярко-рыжее пятно.

Это солнце заглянуло,

Будто руку протянуло,

Тонкий лучик золотой.

И, как с первым лучшим другом,

Поздоровалось со мной.

Давайте же и мы обнимемся и поприветствуем друг друга.

Музыкаль

ное сопровожде

ние.

  1. Актуализация жизненного опыта. Целеполагание. 2-5 мин

(К)Обыгрывание волшебной шкатулочки. Дети находят в шкатулочке серебряный ключик. С помощью волшебных слов и ключика открывают книгу.

"Серебряный ключик,

Ты нам помоги,

Страницу с рассказом

Скорей отомкни!"

Шкатулка, серебряный ключик, хрестома

тия «Капелька»

  1. Середина занятия. Работа по теме урока 6-25 мин

КМ

КМ

ОТиО

(К)Знакомство детей с автором , показ портрета ( Мадыхат Турежанов)

Детский писатель, написал очень много сказок и рассказов для детей.

(П) Прием «Прогнозирование»

Педагог предлагает детям в паре рассмотреть иллюстрацию и предположить, о чем будет содержание рассказа.

(К) Педагог знакомит детей с рассказом. Дети внимательно слушают произведение

(К) Прием КМ «Тонкие и толстые вопросы»

  • Как звали мальчика?

  • Кем был его отец?

  • Кто такой садовник?

  • Как звали друга Садыка?

  • Куда звал его Халел?

  • Что отвечал ему Садык?

  • Почему Садык отказывал Халелу?

  • Как вы думаете, кого называют садоводом?

  • Зачем отец мальчика работал садовником?

  • Как вы думаете, почему в саду у Садыка вырос богатый урожай плодов и ягод?

  • Зачем Садык угощал друга?

  • Почему земля щедро платит тем, кто труд на игру не меняет.

(К) Динамическая пауза

Вот так яблоко! (Встали)

Оно (Руки в стороны)

Соку сладкого полно. (Руки на пояс)

Руку протяните, (Протянули руки вперед)

Яблоко сорвите. (Руки вверх)

Стал ветер веточку качать,(Качаем вверху руками)

Трудно яблоко достать.(Подтянулись)

Подпрыгну, руку протяну(Подпрыгнули)

И быстро яблоко сорву!(Хлопок в ладоши над головой)

Вот так яблоко!(Встали)

Оно (Руки в стороны)

Соку сладкого полно.(Руки на пояс)

(П, К) Инсценировка рассказа

Портрет

Иллюстрация к рассказу «Маленький садовод»

Хрестоматия

  1. Итог занятия

Рефлексия

(К)Закрытие книги.

(И, Ф) Рефлексивное оценивание заключается в оценке своей работы. Стратегия «Светофор»

Красный – ничего не понял .

Желтый – испытывал затруднения.

Зеленый – доволен своей работой.

Цветные карандаши

Дополнительная информация.

Дифференцияция

-Как вы планируете помогать учащимся? Какие задания вы планируете давать более способным ученикам?

Оценивание

-Как вы планируете отслеживать прогресс/знания учащихся?

Межпредметные связи

«Самопознание»

«ИКТ»

Ценности

Воспитание чувства уверенности в своих силах. Индивидуализация обучения (минимальная

помощь, советы, напоминания,

наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение).

Создание условий, для того чтобы каждый ребенок достиг результата.

С помощью вопросов.

Формативное оценивание.

Ценности:

уважительное отношение к природе;

нравственно-духовные ценности.

Наблюдения

Были ли цели обучения/ занятия достижимыми?

Чему сегодня научились ученики? Какой была атмосфера обучения? Успешными ли были действия по дифференциации между учениками?

Придерживался ли я временного графика? Какие отступления от плана я сделал и почему?

Итоговое оценивание

Назовите два наиболее успешных момента (как преподавания, так и обучения).

1:

2:

Назовите два момента, которые бы способствовали улучшению качества занятия (как преподавания, так и обучения).

1:

2:

Что нового я узнал о группе и его отдельных воспитанниках, и как это отразится на проведении моего следующего занятия

infourok.ru

Организованная учебная деятельность раздел "Художественная литература", тема "Пересказ рассказа М. Турежанова Маленький садовод"

Технологическая карта

организованной учебной деятельности

для старшей группы №4

Дата: 19.10.2018 год.

Раздел: Художественная литература

Образовательные области: «Коммуникация».

Тема: Пересказ рассказа М. Турежанова «Маленький садовод» Беседа по содержанию».

Цель: Формировать интерес к художественным произведениям

Задачи: Закреплять умения детей определять жанры произведений. Учить передавать смысл рассказа близко к тексту. Развивать речь, мышление, память.

Воспитывать навык совместного слушания, положительное отношение к труду.

Словарная работа: хлопочут, садовод.

Билингвальный компонент: отец - әке, труд – еңбек

Оборудование: иллюстрация, на которой изображен труд людей в саду.

Воспитатель: Вахонина О.А.

Этапы деятельности

Действия воспитателя

Действия детей

Мотивационно-побудительный

Предлагает рассмотреть иллюстрацию, на которой изображен труд людей в саду. Спрашивает:

-Кого вы видите на картинке?

-Кто чем занят? Расскажите.

Отвечают на вопросы, рассуждают

Организационно-поисковый

Предлагает послушать рассказ Мадыхата Турежанова о мальчике, который любил трудиться.

Читает рассказ М. Турежанова «Маленький садовод»

Проводит беседу по содержанию рассказа:

- Понравился ли рассказ?

- О ком рассказ?

- Кем был отец Садыка?

- Куда и зачем звал Садыка Халел?

- Что ответил Садык на предложение Халела поиграть?

- Что стал делать Халел, когда Садык отказался пойти поиграть?

- Как вы думаете, хотелось ли поиграть Садыку?

- Что произошло осенью?

- Какие мудрые слова сказал отец Садыка?

- Как вы понимаете эти слова?

Предлагает назвать слова «отец» и «труд» по-казахски.

Предлагает физкультминутку:

Мы дорожки подметаем (имитация движений)

Снежок в кучи собираем (наклониться, имитировать движение)

Чтоб гуляя, малыши

Веселились от души! (подскоки на месте)

Ох, устали («обтереть пот со лба»)

Отдохнем (присесть)

И домой скорей пойдем (шаги на месте)

Дает установку на пересказ текста и предлагает повторное внимательное его прослушивание.

Читает повторно рассказ

Предлагает пересказать рассказ

Эмоционально реагируют

Слушают

Отвечают на вопросы, рассуждают

Называют слова по-казахски

Выполняют движения физкультминутки в соответствии с текстом

Эмоционально реагируют

Слушают

Рассказывают рассказ по желанию.

Рефлексивно-коррегирующий

Предлагает объяснить смысл пословиц:

Мала пчелка, да и та работает.

Старание и труд к счастью приведут.

Объясняют смысл пословиц, рассуждают

Ожидаемый результат:

Знать:

- содержание рассказа, различные литературные жанры

Иметь:

- представление о том, как пересказывать художественные произведения;

- представление о литературных жанрах;

- навык совместного слушания.

Уметь:

- определять жанры произведений;

- передавать смысл рассказа близко к тексту;

- отвечать на вопросы.

infourok.ru

М.Турежанова «Маленький садовод». - Дошкольное образование

Кіріктіріліп ұйымдастырылған оқу іс-әрекетінің технологиялық картасы

Технологическая карта организационной деятельности для предшкольной группы.

Топ (группа): предшкольная группа

Білім беру бөлімі (образовательная область): «Коммуникация»

Бөлім (раздел): Развитие речи

Тақырыбы (тема): Пересказ рассказа Мадыхата Турежанова «Маленький садовод».

Мақсат (цель): Учить детей пересказывать литературный текст, используя выра­зительные средства автора.

Обратить внимание детей на разнообразие грамматических средств. Упражнять в подборе синонимов, учить оценивать словосочетания по смыслу.

Билингвалдық компоненті/ билингвальный компонент: жақсы-хорошо, жаман-плохо, достық-дружба, садовник-бақшы.

Іс -әрекет кезеңдері

Этапы

деятельности

Педагогтың басқару іс-әрекеті

Управленческие действия педагога

Балалардың іс-әрекеті

Деятельность детей

l этап

Мотивациялық-қозғаушы

Мотивационно-

побудительный

Показ слада—картинка. Портрета М.Турежанова.

Заинтересовались. Внимательно рассматривают портрет

ll этап

Іздену-ұйымдастырушы

Организационно – поисковый

Чтение рассказа воспитателем.

Беседа по содержанию произведения.

  • О чем говорится в этом рассказе?

  • Что вам особенно понравилось в нем?

  • Чем занимались Садык и его отец?

  • Чем занимался Жалел?

Как проявил себя Садык? (он пересилил себя, у него крепкая сила воли

  • Каков был результат труда Садыка?

  • Что сказал Жалел, угостившись?

  • Что ответил Садык?

После 3-х рассказов спросить, кто из детей рассказал интереснее, вырази­тельнее. При оценке обратить внимание на использование в пересказе авторских слов и выражений.

Объяснение смысла пословицы.

Дети объясняют, почему труд кормит; отвечают, почему лень портит,

Работа в азбуке-тетради Воспитатель читает стихотворение. Обсуждают его с
детьми. Дети делают вывод о том, что продукты труда человека несут здоровье, силу.

Дети принимают участие в беседе.

Дети рассуждают и отвечают на вопросы

lll этап

Рефлесивтік - коррекциялаушы

Рефлексивно – корригирующий

Познакомились с произведением М.Турежанова

Дети рассказывают свои впечатления о произведении.

Күтілітін нәтиже (ожидаемый результат).

Айтады (Воспроизводят): правильное употребление предлогов синонимов

Түсінеді (Понимают): представление, о современных казахских авторах.

Қолданады (Применяют) Пересказывают литературный текст.

multiurok.ru

Художественная литература Маленький садовод подготовительная группа

Ұйымдастырылған оқу іс – әрекетінің технологиялық картасы

Технологическая карта организованной учебной деятельности

Білім беру саласы/Образовательная область: Коммуникация

Бөлім/Раздел: Художественная литература

Тақырыбы/Тема: Рассказывание, М Турежанов «Маленький садовод». Мақсаты/Цель: Развиватьу детей способность понимать нравственный смысл изображаемых в рассказе событий, правильно оценивать поступки героев.

Міндеттері/Задачи: Учить эмоционально отликаться на содержание реалистического произведения о трудолюбии. Воспитывать уважение к труду, к старшим. Развивать внимание, память, речь.

Демонстрациялық материал/Демонстрационный материал: Шкатулка с серебряным ключиком. Хресмоматия. Д/и «Что где растет? «Ответим Жанаре- почемучке».

Үлестірмелі материал/Раздаточный материал: Азбука – тетрадь, цветные карандаши,

Билингваль құрауыш/ Билингвальный компонент: жемістер, жеміс-жидек ағаштар

Сөздік жұмыс/ Словарная работа: Садовод, плоды

Іс – әрекет бөлімдері Этапы деятельности

Тәрбиешенің іс-әрекеті

Действия воспитателя

Балалардың іс-әрекеті

Деятельность детей

Есеп

Учет

+

-

Ынталандыру,

Сезімді ояту Мотивационно побудительный

Круг радости:

Амансың ба кун

Амансың ба дос

Амансың ба ғасыр

Амансың ба әсем

Баршаңызға сәлем

Выполняют круг радости

Сегодня к нам в гости пришел незнайка и хочет с вами поделиться с интересным рассказом, А вы будьте внимательны. Мне незнайка дал шкатулку давайте посмотрим что в ней. Обыгрывание волшебной шкатулочки. Воспитатель с детьми открывает шкатулке серебряный ключик. С помощью волшебных слов и ключика открывают книгу. Воспитатель обьявляет тему занятия.

Сегодня мы с вами послушаем рассказ который называется «Маленький садовод» а написал этот рассказ М. Турежанов.

Беседа, Вопросы:

- Как вы думаете, кого называют садовником?

- В какое время года садовнику приходится много работать?

- Как называется место где растут фруктовые деревья?

РАБОТА С РАССКАЗОМ

1) Рассказывание воспитателем.

2) Беседа. Вопросы:

- Кто из мальчиков вам понравился? Почему?

- Как вы думаете, почему в саду у Садыка вырос богатый урожай плодов и ягод? Как понимаете слово "плоды"?

- На кого из героев рассказа хотели бы быть похожими?

- Помогаете ли вы своим родителям дома, на даче, во дворе? Какие работы вы проводите весной с родителями на даче, во дворе?

Физминутка «Ветер дует нам в лицо»

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше.

III. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ:

Игра «Что где растет?», "Ответим Жанаре-почемучке" (Сборник дидактических игр).

Инсценировка рассказа.

Пословица . Земля щедро платит тем кто труд на игру не меняет.

Встречают гостя

Обыгрывают шкатулку

Отвечают на вопросы педагога

Слушают рассказ воспитателя

Беседуют с педагогом

Выполняют Физминутку

Играют в игру «Что где растет?»

Инсценируют рассказ.

Қорытындылау. Өзін – өзі бағалау Рефлексивно - корригирующий

Закрытие книги.

Незнайка: Дети молодцы! Как вы внимательно слушали хорошо отвечали на вопросы.

Дети какой рассказ мы сегодня с вами изучали? А кто написал этот рассказ? Что вам понравилось больше в этом рассказе? А что вам не понравилось в рассказе? В какую игру мы сегодня играли?

Анализируют подводят итог

Күтілетін нәтиже / Ожидаемый результат:

Білуі тиіс/ Знать: о содержание сказки.

Болу керек/ Иметь: представления правильно оценивать поступки героев.

Көрсете білүі/ Уметь: эмоционально отликаться на содержание реалистического произведения о трудолюбии.

infourok.ru

Технологическая карта "Маленький садовод"

Технологическая карта

организованной учебной деятельности для старшей группы

Образовательная область: Коммуникация. Раздел: Художественная литература.

Тема: Пересказ рассказа М. Турежанова «Маленький садовод».

Цели: Продолжать учить детей отвечать на вопросы по содержанию прослушенного текста; пересказывать рассказ близко к тексту.

Билингвальный компонент: «кішкентай» - маленький, «бақ» - сад.

Воспитатель: Ишмухамбетова Л.Р

Пословица

«Сделал дело – гуляй смело»

-Как вы понимаете значение пословицы?

Слушают.

Объясняют, как они понимают значение пословицы.

Рассуждают.

Организационно - поисковый

-Ребята, послушайте рассказ казахского писателя Мадыхата Турежанова «Маленький садовод»

Показывает портрет писателя.

Читает рассказ.

Беседа по содержанию произведения:

-Кем был отец мальчика Садыка?

-Почему не пошел играть с другом Садык?

-Что ответил Садык другу?

-Какие слова сказал папа сыну?

Предлагает прессказать рассказ.

Д.и. «В саду, в огороде»

Слушают.

Запоминают автора произведения.

Рассматривают.

Внимательно слушают.

Отвечают на вопросы:

-Отец Садыка был садовником;

-потому что он был занят, помогал отцу убираться в саду;

-что у него много работы;

-«земля щедро платит тем, кто труд на игру не меняет»

Дают оценку поступкам друзей.

Пересказывают.

Рефлексивно - корригирующий

Подводит итог занятия.

Предлагает вспомнить пословицы о труде.

Отвечают, как называется рассказ, с которым они познакомились на занятии и кто автор рассказа.

Вспоминают пословицы о труде:

«Кончил дело, гуляй смело»

«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»

«Не спеши языком – торопись делом» и т.д.

Ожидаемый результат: Воспроизводит: выражения в процессе рассказа. Понимает: представления и знать казахских писателей. Применяет: оценивать поступки героев, пересказать авторские слова.

infourok.ru

Пересказ рассказа Мадыхата Турежанова «Маленький садовод».

Тема: Пересказ рассказа Мадыхата Турежанова «Маленький садовод».

Цель: учить детей пересказывать литературный текст, используя выразительные средства автора;

- обратить внимание детей на разнообразие грамматических средств;

- упражнять в подборе синонимов, учить оценивать словосочетания по смыслу;

- развивать устную речь, внимание, память;

- воспитывать уважение и любовь к своей семье.

Тип занятия: комбинированный.

Ход занятия

  1. Орг. момент

  2. Дыхательная гимнастика и подготовка голоса

  3. Дидактическая игра «Кто у кого»

- У лисы – лисята, у белки – бельчата.

  1. Выразительное чтение стихотворения

Рыжий мех пушистый,

Мягкий, золотистый,

Ушки острые торчат,

Глазки хитрые блестят.

Лапками мягко ступает,

Хвостиком след заметает.

Всех обведет она ловко

Эта красотка - плутовка.

  1. Работа по теме

- О чем говорится в этом рассказе?

- Что вам особенно понравилось в нем?

- Чем занимались Садык и его отец?

- Чем занимался Жалел?

  1. Физминутка

Снегири

Вот на ветках, посмотри,

В красных майках снегири.

Распушили перышки,

Греются на солнышке.

Головой вертят,

Улететь хотят.

— Кыш! Кыш! Улетели!

За метелью, за метелью!

  1. Объяснение смысла пословицы

Труд кормит, а лень портит.

  1. Работа в азбуке-тетради стр. 27

  2. Игра «Что лишнее?»

Лимон, апельсин, картофель, яблоко.

Капуста, мандарин, морковь, свёкла.

  1. Итог занятия

- Что вы не поняли на занятии?

Из колодца принесла

Курица водицы,

И цыплята всей семьей

Побежали мыться.

infourok.ru


Смотрите также