На сумму: 0 руб.
Рассмотрите листья комнатных растений и образцов из гербария
§ 6. Внешнее строение листа
§ 6. Внешнее строение листа
Пасечник. 6 класс. Учебник
Вопросы в начале параграфа
1. Какие вегетативные органы различают у цветкового растения?
Для цветковых растений характерны вегетативные органы: корень, стебель и лист.
2. На каком органе цветкового растения расположены листья?
Листья у цветковых растений расположены на стебле.
Одинаковы ли размеры и форма листьев у разных растений?
Листья разных растений отличаются друг от друга и по форме, и по размеру, и по цвету, и по многим другим параметрам. При этом у всех листьев есть много общего.
Лабораторные работы
Лабораторная работа: Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение
1. Рассмотрите листья комнатных растений и образцов из гербария. Отберите простые листья. По какому признаку вы их отбираете?
Главный признак простых листьев — всего одна листовая пластина.
К комнатным растениям с простыми листьями относятся следующие растения:
2. Отберите сложные листья. По какому признаку вы это делаете? Какое жилкование у отобранных вами листьев?
Главный признак сложных листьев — наличие нескольких листовых пластинок, соединённых с общим черешком небольшими черешками.
Жилкование у всех отобранных листьев сетчатое — то есть сетчатым жилкованием отличаются листья ясеня, кислицы, земляники, клевера, рябины, шиповника, акации, вязеля, каштана, люпина и фасоли.
На территории России произрастают следующие растения со сложными листьями:
3. Какое листорасположение имеют просмотренные вами растения?
- Очередное — хлорофитум, гибискус, каланхоэ, герань, фикус, аспидистра, сансевиерия, гиацинт, юкка, рябина, шиповник, вязель, люпин;
- Супротивное — спатифиллум, аукуба, ясень, кислица, земляника, клевер, акация, каштан, фасоль;
- Мутовчатое — орхидея.
4. Заполните таблицу «Строение и расположение листьев у разных растений».
«Строение и расположение листьев у разных растений»
Название растения | Листья простые или сложные | Жилкование | Листорасположение |
Хлорофитум | Простые | Параллельное | Очередное |
Гибискус | Простые | Сетчатое | Очередное |
Каланхоэ | Простые | Сетчатое | Очередное |
Герань | Простые | Сетчатое | Очередное |
Спатифиллум | Простые | Сетчатое | Супротивное |
Фикус | Простые | Сетчатое | Очередное |
Аспидистра | Простые | Дуговое | Очередное |
Аукуба | Простые | Сетчатое | Супротивное |
Сансевиерия | Простые | Параллельное | Очередное |
Гиацинт | Простые | Параллельное | Очередное |
Орхидея | Простые | Дуговое | Мутовчатое |
Юкка | Простые | Параллельное | Очередное |
Ясень | Сложные | Сетчатое | Супротивное |
Кислица | Сложные | Сетчатое | Супротивное |
Земляника | Сложные | Сетчатое | Супротивное |
Клевер | Сложные | Сетчатое | Супротивное |
Рябина | Сложные | Сетчатое | Очередное |
Шиповник | Сложные | Сетчатое | Очередное |
Акация | Сложные | Сетчатое | Супротивное |
Вязель | Сложные | Сетчатое | Очередное |
Конский каштан | Сложные | Сетчатое | Супротивное |
Люпин | Сложные | Сетчатое | Очередное |
Фасоль | Сложные | Сетчатое | Супротивное |
Вопросы в конце параграфа
1. Каково внешнее строение листа?
Листья большей части растений (берёза, вишня, клён, яблоня) состоят из двух частей: листовой пластины и черешка. Это черешковые листья.
Листья некоторых растений (пшеница, цикорий, алоэ, лён) не имеют черешка а прикрепляются к стеблю основанием листовой пластины. Это сидячие листья.
Кроме того у некоторых листьев в основании развиваются небольшие выросты — прилистники.
По форме листья могут быть округлыми, овальными, сердцевидными, игольчатыми и т.д. Также листья могут отличаться по форме края пластины — лист может иметь зубчатый край, пильчатый, городчатый, цельный и т.д.
2. Какие листья называют сложными, а какие — простыми?
Листья называются простыми, если они состоят из одной листовой пластины.
Листья называют сложными, если состоят из нескольких листовых пластин соединённых с общим черешком небольшими черешками.
3. Как однодольные растения отличаются от двудольных по жилкованию листьев?
Для однодольных растений характерно параллельное или дуговое жилкование.
Для двудольных растений характерно сетчатое жилкование.
4. Какую функцию выполняют жилки листа?
Жилки — это проводящие пучки листа. Они проводят растворы питательных веществ поступающие из стебля, а также добавляют листьям прочность.
Подумайте
Можно ли только по жилкованию листьев определить, какое это растение — однодольное или двудольное?
Нет, нельзя. И среди однодольных, и среди двудольных растений существуют исключения. Например, у однодольного вороньего глаза жилкование сетчатое, а у двудольного подорожника — дуговое.
Задания
Составьте гербарий листьев с различной формой листовых пластинок и разным жилкованием.
Словарик
Листовая пластинка — это основная часть листа, выполняющая главные функции листа: фотосинтез, газообмен и испарение воды.
Черешок — это часть листа, которая соединяет листовую пластину со стеблем.
Черешковые листья — это листья, в строении которых есть черешок для соединения листовой пластины со стеблем.
Сидячие листья — это листья, в строении которых черешок отсутствует, а листья к стеблю крепятся основанием листовой пластины.
Простые листья — это листья состоящие из одной листовой пластины.
Сложные листья — это листья состоящие из нескольких листовых пластин и соединённых с общим черешком небольшими черешками.
Сетчатое жилкование — это жилкование листьев, жилки на которых многократно ветвятся и образуют сплошную сеть.
Параллельное жилкование — это жилкование листьев, жилки на которых расположены параллельно друг другу.
Дуговое жилкование — это жилкование листьев, жилки на которых расположены по дуге симметрично относительно центральной линии листа.
bio-geo.ru
Параграф 6. Внешнее строение листа
- ГДЗ
- 1 Класс
- Окружающий мир
- 2 Класс
- Литература
- Окружающий мир
- 3 Класс
- Окружающий мир
- 4 Класс
- Окружающий мир
- 5 Класс
- Биология
- История
- География
- Литература
- Обществознание
- Человек и мир
- Технология
- Естествознание
- 6 Класс
- Биология
- История
- География
- Литература
- Обществознание
- Технология
- 7 Класс
- Биология
- История
- ОБЖ
- География
- Литература
- Обществознание
- 8 Класс
- Биология
- История
- География
- Литература
- Обществознание
- 9 Класс
- Биология
- История
- География
- Литература
- Обществознание
- 10 Класс
- Биология
- История
- География
- Обществознание
- 11 Класс
- Английский язык
- Немецкий язык
- Биология
resheba.me
§ 6. Внешнее строение листа
§ 6. Внешнее строение листа
Пасечник. 6 класс. Рабочая тетрадь
23. Рассмотрите рисунок. Подпишите, какие это листья по способу прикрепления к стеблю и каковы их части.
24. Рассмотрите рисунок. Выпишите отдельно цифры, которыми обозначены простые листья и сложные листья.
- Простые листья: 1, 4, 6, 8
- Сложные листья: 2, 3, 5, 7
25. Рассмотрите рисунок. Определите, какой тип жилкования имеют эти листья.
26. Выполните лабораторную работу «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение» (см. с. 34—35 учебника), заполните таблицу.
Лабораторная работа: Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение
1. Рассмотрите листья комнатных растений и образцов из гербария. Отберите простые листья. По какому признаку вы их отбираете?
Главный признак простых листьев — всего одна листовая пластина.
К комнатным растениям с простыми листьями относятся следующие растения:
2. Отберите сложные листья. По какому признаку вы это делаете? Какое жилкование у отобранных вами листьев?
Главный признак сложных листьев — наличие нескольких листовых пластинок, соединённых с общим черешком небольшими черешками.
Жилкование у всех отобранных листьев сетчатое — то есть сетчатым жилкованием отличаются листья ясеня, кислицы, земляники, клевера, рябины, шиповника, акации, вязеля, каштана, люпина и фасоли.
На территории России произрастают следующие растения со сложными листьями:
3. Какое листорасположение имеют просмотренные вами растения?
- Очередное — хлорофитум, гибискус, каланхоэ, герань, фикус, аспидистра, сансевиерия, гиацинт, юкка, рябина, шиповник, вязель, люпин;
- Супротивное — спатифиллум, аукуба, ясень, кислица, земляника, клевер, акация, каштан, фасоль;
- Мутовчатое — орхидея.
4. Заполните таблицу «Строение и расположение листьев у разных растений».
«Строение и расположение листьев у разных растений»
Название растения | Листья простые или сложные | Жилкование | Листорасположение |
Хлорофитум | Простые | Параллельное | Очередное |
Гибискус | Простые | Сетчатое | Очередное |
Каланхоэ | Простые | Сетчатое | Очередное |
Герань | Простые | Сетчатое | Очередное |
Спатифиллум | Простые | Сетчатое | Супротивное |
Фикус | Простые | Сетчатое | Очередное |
Аспидистра | Простые | Дуговое | Очередное |
Аукуба | Простые | Сетчатое | Супротивное |
Сансевиерия | Простые | Параллельное | Очередное |
Гиацинт | Простые | Параллельное | Очередное |
Орхидея | Простые | Дуговое | Мутовчатое |
Юкка | Простые | Параллельное | Очередное |
Ясень | Сложные | Сетчатое | Супротивное |
Кислица | Сложные | Сетчатое | Супротивное |
Земляника | Сложные | Сетчатое | Супротивное |
Клевер | Сложные | Сетчатое | Супротивное |
Рябина | Сложные | Сетчатое | Очередное |
Шиповник | Сложные | Сетчатое | Очередное |
Акация | Сложные | Сетчатое | Супротивное |
Вязель | Сложные | Сетчатое | Очередное |
Конский каштан | Сложные | Сетчатое | Супротивное |
Люпин | Сложные | Сетчатое | Очередное |
Фасоль | Сложные | Сетчатое | Супротивное |
Подумайте, можно ли только по жилкованию листьев определить, какое это растение — однодольное или двудольное. Дайте обоснованный ответ.
Нет, по жилкованию листьев нельзя точно определить является растение однодольным или двудольным. Например, практически все двудольные растения отличаются сетчатым жилкованием, но у двудольного подорожника жилкование дуговое, а у однодольного вороньего глаза наоборот — сетчатое.
bio-geo.ru
Лабораторная работа по теме6 "Листья простые и сложные"
Лабораторная работа № 6
Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение
Цель:
- изучить строение простых и сложных листьев у различных растений,
- познакомиться с различными типами жилкования листьев
Оборудование: гербарии различных растений, комнатные растения, простые и сложные листья различных растений.
Ход работы
1. Рассмотрите листья комнатных растений и образцов из гербария. Отберите простые листья. По какому признаку вы их отбираете? Дайте ответ на вопрос.
2. Отберите сложные листья. Назовите эти растения.
3. Сделайте рисунок сложных листьев и подпишите название растения и основные части листа.
4. Отберите простые листья. Назовите эти растения.
5. Сделайте рисунок простых листьев и подпишите название растения и основные части листа.
6. Заполните таблицу «Строение и расположение листьев у разных растений»:
Название растенияЛистья (простые или сложные)
Жилкование
Листорасположение
7. Сделайте вывод о проделанной работе.
Примеры простых листьев у хлорофитума, сенполии, бегонии, колеуса(слева на право).
Простые листья состоят из одной листовой пластинки.
2. Отберите сложные листья. По какому признаку вы это делаете? Какое жилкование у отобранных вами листьев?
Сложные листья состоят из нескольких листовых пластинок, соединённых с общим черешком небольшими черешками.
У фатсии сетчатое жилкование, у робусты – параллельное.
3. Какое листорасположение имеют просмотренные вами растения?
Очередное листорасположение имеют фатсия, бегония, сенполия; супротивное – колеус, мутовчатое листорасположение – робуста, хлорофитум.
4. Заполните таблицу «Строение и расположение листьев у разных растений».
1. Каково внешнее строение листа?
Большая часть листьев состоит из двух частей: листовой пластинки и черешка. Черешок соединяет листовую пластинку со стеблем.
У листьев таких растений, как алоэ, пшеница, цикорий, лён, черешков нет, они прикрепляются к стеблю основанием листовой пластинки.
При основании черешка иногда развиваются выросты — прилистники
2. Какие листья называют сложными, а какие — простыми?
Сложные листья состоят из нескольких листовых пластинок, соединённых с общим черешком небольшими черешками.
Простые листья состоят из одной листовой пластинки.
3. Как однодольные растения отличаются от двудольных по жилкованию листьев?
Для однодольных растений характерно параллельное и дуговое жилкование.
Сетчатое жилкование типично для листьев двудольных растений.
4. Какую функцию выполняют жилки листа?
Жилки проводят растворы питательных веществ и придают листу прочность.
Подумайте
Можно ли только по жилкованию листьев определить, какое это растение — однодольное или двудольное?
Только по жилкованию листьев определить, какое это растение — однодольное или двудольное, нельзя, т.к. бывают исключения (например, у двудольного подорожника жилкование дуговое, а листья однодольного растения вороний глаз имеют сетчатое жилкование).
infourok.ru
Лабораторные работы по курсу "Биология.Растения" с использованием регионального материала.
Лабораторная работа
«Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение»
Цель: научиться определять тип расположения листьев на стебле, особенности жилкования листьев, различать простые и сложные листья.
Оборудование: гербарий растений, лупа, приложение 1.
Ход работы:
1. Рассмотрите листья комнатных растений и образцов из гербария. Отберите простые листья. По какому признаку вы их отбираете?
2. Отберите сложные листья. По какому признаку вы это делаете? Какое жилкование у отобранных вами листьев?
3. Какое листорасположение имеют просмотренные вами растения?
4.Заполните таблицу «Строение и расположение листьев у разных растений».
Название листаЛистья простые
или сложные
Жилкование
Листорасположение
Примерный перечень растений: тополь бальзамический, черёмуха обыкновенная, карагана древовидная, берёза повислая, боярышник даурский, яблоня ягодная, лук стареющий, лук торчащий, пижма обыкновенная, одуванчик лекарственный, земляника восточная, копеечник альпийский, клевер средний.
Приложение 1
Лабораторная работа
«Внутреннее строение ветки дерева»
Цель: сформировать представление об особенностях внутреннего строения ветк дерева.
Оборудование: гербарий, лупа.
Ход работы:
1. Рассмотрите ветку, найдите на ней чечевички (бугорки с отверстиями). Какую роль в жизни дерева они играют?
2. Приготовьте поперечный и продольный срезы ветки. С помощью лупы рассмотрите слои стебля на срезах. Используя учебник, определите название каждого слоя.
3. Иглой отделите кору, попробуйте её изогнуть, сломать, растянуть. Прочитайте в учебнике, как называется наружный слой коры. Что такое луб? Где он расположен и каково его значение для растения?
4. На продольном срезе рассмотрите кору, древесину, сердцевину. Испытайте каждый слой на прочность.
5. Отделите кору от древесины, проведите пальцем по древесине. Что вы ощущаете? Прочитайте в учебнике об этом слое и его значении.
6. Зарисуйте поперечный и продольный срезы ветки и подпишите названия каждой части стебля.
7. На спиле древесного стебля найдите древесину, подсчитайте с помощью лупы число годичных колец и определите возраст дерева.
8. Рассмотрите годичные кольца. Одинаковы ли они по толщине? Объясните, чем отличается древесина, образовавшаяся весной, от древесины более позднего времени года.
9. Установите, какие слои древесины старше по возрасту – лежащие ближе к середине или к коре. Объясните, почему вы так считаете.
Лабораторная работа
«Видоизмененные подземные побеги»
Цель работы: убедиться, что корневище, корень, луковица являются видоизмененными подземными побегами и выполняют функции отложения запасных веществ и размножения.
Оборудование: гербарные образцы корневищ растений, клубень картофеля, луковица репчатого лука, препаровальный нож, раствор йода.
Ход работы
«Строение клубня»
1. Рассмотрите клубень картофеля. Найдите основание и верхушку.
2. Рассмотрите глазки. Каково их расположение на клубне? Рассмотрите почки в глазке, пользуясь лупой.
3. Сделайте тонкий поперечный срез клубня. Рассмотрите его на свет. Сравните поперечный срез клубня с поперечным срезом стебля (рис. 42).
4. Зарисуйте поперечный срез клубня.
5. Капните на срез клубня йодом. Объясните, что произошло.
6. Докажите, что клубень – это видоизменённый подземный побег.
«Строение луковицы»
1. Рассмотрите внешнее строение луковицы. Какое значение имеют сухие чешуи?
2. Разрежьте луковицу вдоль. Зарисуйте продольный разрез луковицы, обозначьте чешуи, донце, почки, придаточные корни.
3. Докажите, что луковица – это видоизменённый подземный побег.
Используя приложение 1 , рис 5 распределите предложенные растения на группы: корневище, луковица, колючки
Примерный перечень растений: пырей ползучий, крапива коноплёвая, красоднев малый, касатик одноцветковый, ландыш Кейске, лилия карликовая, гусиный лук малоцветковый, лук стареющий, лук торчащий, лилия даурская, боярышник даурский, яблоня, ягодная, земляника восточная, костяника каменистая.
Приложение 1
Лабораторная работа
«Строение цветка»
Цель: изучить строение цветка, определить, какие функции выполняют его отдельные части; понять значение цветка в жизни растения.
Оборудование: учебник; гербарные образцы покрытосеменных растений разных семейств; лупы; пинцеты; приложение 1
Ход работы
1.Рассмотрите выданный вам цветок. Найдите цветоножку, цветоложе, околоцветник, тычинки и пестик.
2.Расчлените цветок, подсчитайте число чашелистиков, лепестков, тычинок, пестиков.
3.Пользуясь пинцетом, расчлените цветок. Посчитайте число чашелистиков, лепестков, тычинок, пестиков.
4.Определите, какой околоцветник у данного цветка – простой или двойной.
5.Выясните, какая чашечка у цветка – раздельнолистная или сростнолистная, какой венчик – свободнолепестный или сростнолепестный.
5. Рассмотрите строение тычинки. Найдите пыльник и тычиночную нить. Рассмотрите под лупой пыльник. В нём множество мельчайших пыльцевых зёрен.
6. Рассмотрите пестик. Найдите рыльце, столбик, завязь. Разрежьте завязь поперёк, рассмотрите под лупой. Найдите семязачаток. Что формируется из семязачатка? Почему главными частями цветка называют тычинки и пестик?
7. Зарисуйте части цветка и подпишите их названия.
8. Составьте формулу изученного цветка.
Примерный перечень растений: яблоня ягодная, паслён Китагавы.
Приложение 1
Цветок
Лабораторная работа
«Соцветия»
Цель: научиться определять виды соцветий у растений, понять биологическое значение
Оборудование: учебник; гербарные образцы покрытосеменных растений разных семейств; рисунок 1.
Ход работы
1. Рассмотрите соцветия на живом и гербарном материале.
2. Обратите внимание, как расположены цветки на цветоносном стебле у рассмотренных растений. Пользуясь рисунком 1, выясните, как называют эти соцветия.
3. Зарисуйте схемы рассмотренных соцветий, запишите их названия и укажите, у каких растений бывают такие соцветия из предложенного перечня растений.
Тип соцветияХарактерные признаки
Растения, имеющие такой тип растения
Примерный перечень растений: боярышник даурский, черемуха обыкновенная, лук торчащий, клевер средний, копеечник альпийский, вероника седая тысячелистник азиатский, астра альпийская, одуванчик лекарственный, незабудка подражающая.
Лабораторная работа
«Классификация плодов»
Цель работы: научиться определять вид плода у различных растений, классифицировать плоды по состоянию околоплодника (сухие / сочные) и по количеству семян (односемянные / многосемянные), понять роль плодов в жизни растения.
Оборудование: коллекции плодов растений разных семейств.
Ход работы
1. Рассмотрите плоды. Разделите их на сочные и сухие.
2. Разделите очные плоды разделите на односемянные и многосемянные. С помощью учебника с.67определите их названия.
3. Сухие плоды на односемянные и многосемянные. Определите их названия.
4. Заполните таблицу «Типы плодов».
Названиеплодов
Тип плода
Какие растения имеют такой плод
Сухой или сочный плод
Односемянный или многосемянный
Примерный перечень растений: яблоня ягодная, абрикос сибирский, шиповник иглистый, черемуха обыкновенная, карагана древовидная, земляника восточная, копеечник альпийский, мак голостебельный, пастушья сумка, брусника.
Лабораторная работа
«Семейство Крестоцветные»
1. Используя рисунок 1, выделите основные особенности растений семейства крестоцветных.
2. Пользуясь гербарными экземплярами, опишите 2–3 растения семейства крестоцветных. При описании следуйте следующему плану:
1) Отметьте особенности внешнего строения корня. Определите тип корневой системы.
2) Изучая побег, отметьте особенности внешнего строения листа, тип жилкования, тип листорасположения, особенности внешнего строения стебля.
3) Определите, одиночный цветок или соцветие имеет растение, а также тип соцветия.
4) Изучая строение цветка, отметьте особенности строения чашечки и венчика, число и расположение тычинок, особенности строения пестика, число пестиков в цветке.
5) Изучите строение плода. Отметьте особенности его строения. Определите тип плода.
6) Укажите, к какому классу и семейству относится описанное вами растение.
infourok.ru
6. Лист. Внешнее строение. Типы листорасположения и жилкования листа
Лист — часть побега. Он осуществляет три основные функции — фотосинтез (образование органических веществ), газообмен и испарение воды.
Части листа
Лист имеет листовую пластинку, черешок, основание и прилистники.

Листовая пластинка является основным местом, в котором происходит фотосинтез. Черешок листа прикрепляет его к стеблю и поворачивает в наилучшее положение по отношению к свету.
Листья, имеющие черешки, называют черешковыми.
Листья без черешков называют сидячими.
Пример:
черешковые листья — у крапивы, липы, клёна, берёзы, яблони, вишни и др.
Сидячие листья — у одуванчика, алоэ, льна, цикория, пшеницы и др.Форма листа
По форме листья бывают округлыми, овальными, сердцевидными, игольчатыми и т. д.
По форме края пластинки листья также разнообразны.

Пример:
например, лист яблони имеет зубчатый край, осины — пильчатый, сирени — цельнокрайний.
Листья простые и сложные
Простые листья состоят из одной листовой пластинки.
Пример:
такие листья у берёзы, клёна, дуба, черёмухи и других растений.

Сложные листья состоят из нескольких листовых пластинок, соединённых с общим черешком небольшими черешками.
Пример:
такие листья у ясеня, рябины и многих других.

Жилкование листьев
При изучении внешнего строения листа хорошо видно, что на листовой пластинке многих растений чётко выражены жилки.
Они представлены пучками проводящей и механической ткани. По жилкам в лист поступают вода и минеральные соли и отводятся органические вещества, образовавшиеся в листе.
Чтобы определить вид растения по специальному определителю, надо уметь различать жилкование листа и расположение его на стебле.
Типы жилкования листа — дуговое, параллельное, сетчатое (или перистое), пальчатое.
Дуговидное жилкование У листьев подорожника, ландыша жилки крупные и, помимо центральной, изогнуты подобно дуге. Их жилкование называют дуговидным. | Подорожник большой |
Параллельное жилкование Если несколько крупных жилок проходят вдоль пластинки параллельно друг другу, то и жилкование называют параллельным.Такое жилкование имеют листья пшеницы, кукурузы, проса. |
|
Сетчатое (перистое) жилкование У листьев дуба, берёзы выделяется одна мощная жилка, расположенная по середине. Это — главная жилка, вокруг которой ветвистые мелкие жилки создают сетку. Такое жилкование и называют сетчатым.Так как от главной жилки отходят жилки влево и вправо, напоминая строение пера, такое жилкование ещё называют перистым, или перисто-сетчатым.
| Осина обыкновенная |
Пальчатое (пальчато-сетчатое) жилкование Листья клёна платановидного, лютика едкого имеют несколько крупных, почти одинаковых жилок, расходящихся веером от основания пластинки. Они также многократно ветвятся. Такое жилкование называют пальчатым, или пальчато-сетчатым. |
Клён платановидный |
Листорасположение
Листья к стеблю прикрепляются так, чтобы получать максимально возможное количество света.
Листорасположение может быть мутовчатым, очерёдным, розеточным или супротивным:
Источники:
Пасечник В. В. Биология. 6 класс // ДРОФА.
Пономарёва И. Н., Корнилова О. А., Кучменко B. C. Биология. 6 класс // ИЦ ВЕНТАНА-ГРАФ.
Викторов В. П., Никишов А. И. Биология. Растения. Бактерии. Грибы и лишайники. 7 класс // Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС».
http://biologymoscow.ucoz.ru/index/illjustracija_k_teme_pobeg/0-2033
www.yaklass.ru
Читать книгу Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс В. В. Пасечника : онлайн чтение
§ 22. Побег и почки
1. Какое строение имеет зародыш семени? 2. Какую ткань называют образовательной?
Побег. Стебель с расположенными на нем листьями и почками называют побегом. Стебель – осевая часть побега, листья – боковые. Участки стебля, на которых развиваются листья, называют узлами, а участки стебля между двумя ближайшими узлами одного побега – междоузлиями.
Многие растения имеют побеги двух типов: одни с длинными, а другие с короткими междоузлиями.
Угол между листом и находящимся выше междоузлием носит название пазухи листа.
Листорасположение [73]. У большинства растений наблюдается очередное, или спиральное, листорасположение, при котором листья растут по одному в узле и располагаются на стебле поочередно по спирали. Такое расположение листьев имеют, например, береза, ива. Если листья растут по два в узле – один лист против другого, например у клена, сирени, то такое их расположение называют супротивным. У растений с мутовчатым расположением листьев они развиваются по три и более в узлах, как, например, у элодеи, олеандра.
При прорастании семени побег образуется из почечки зародыша семени. У многолетних растений побеги развиваются из почки.
73. Листорасположение
74. Побеги яблони
Почки. На вершине побега обычно имеется верхушечная почка, а в пазухах листьев – пазушные почки [74]. Почки, которые развиваются не в пазухе листа (на междоузлиях, листьях, корнях), называют придаточными.
Расположение пазушных почек повторяет расположение листьев на стебле. Тополь, вишня, береза, черемуха, орешник имеют очередное расположение почек.
Почки расположены супротивно на побегах сирени, бузины, жасмина, жимолости и комнатных растений фуксии, пилеи, колеуса, для которых характерно такое же листорасположение.
После опадения листьев на побегах остаются листовые рубцы, над которыми располагаются пазушные почки.
Для каждого вида растений характерно определенное расположение почек на побегах, их форма, величина, окраска, опушение. По этим и некоторым другим признакам можно определить название дерева или кустарника даже зимой.
Строение почек [75]. Снаружи почки покрыты плотными кожистыми почечными чешуями, защищающими их от воздействия неблагоприятных условий внешней среды.
В лупу на продольном разрезе почки хорошо виден зачаточный стебель, на верхушке которого находится конус нарастания, состоящий из клеток образовательной ткани.
На стебле расположены очень мелкие зачаточные листья. В пазухах этих листьев находятся зачаточные почки; они так мелки, что их можно разглядеть только в лупу. Таким образом, почка представляет собой зачаточный побег.
75. Строение почек каштана
Внутри одних почек на зачаточном стебле расположены только зачаточные листья. Такие почки называют вегетативными, или листовыми. Генеративные, или цветочные, почки представляют собой зачаточные бутоны или соцветия, они крупнее вегетативных и имеют более округлую форму.
Строение почек. Расположение почек на стебле
1. Рассмотрите побеги разных растений. Определите, как расположены почки на стебле, зарисуйте.
2. Отделите почки от побега, рассмотрите их внешнее строение. Какие приспособления помогают почкам переносить неблагоприятные условия?
3. Разрежьте вегетативную почку вдоль, рассмотрите ее под лупой. С помощью рисунка найдите чешуйки, зачаточный стебель, зачаточные листья и конус нарастания. Зарисуйте вегетативную почку в разрезе и подпишите названия ее частей.
4. Изучите генеративную почку. Что общего у вегетативных и цветочных почек и чем они различаются? Используйте для сравнения рисунок [75] в учебнике.
5. Сравните строение почки и побега. Сделайте вывод.
Рост и развитие побега. Вы установили, что почка – это зачаточный, еще не развившийся побег. Развитие побега начинается с распускания почек [76]. Когда почечные чешуи опадают, начинается интенсивный рост побега. Побег удлиняется за счет деления клеток конуса нарастания (образовательная ткань). Молодые клетки растут, образуя новые участки стебля с листьями и почками. По мере удаления от верхушечной точки роста способность клеток к делению ослабевает и вскоре совсем утрачивается. Новые клетки превращаются в клетки покровной, основной, механической или проводящей ткани побега в зависимости от места расположения.
76. Развитие побега из почки
Ростом и развитием побегов можно управлять. Если удалить верхушечную почку, то побег перестает расти в длину, но зато у него появляются боковые побеги. Если срезать верхушку бокового побега, то он тоже перестанет расти в длину и начнет ветвиться.
Подрезая побеги, искусные садоводы часто придают деревьям и кустарникам причудливые, красивые формы. Установлено, что от формы кроны зависят долголетие и урожайность плодовых деревьев, а также качество плодов.
ПОБЕГ. ПОЧКА. ВЕРХУШЕЧНАЯ, ПАЗУШНАЯ, ПРИДАТОЧНАЯ ПОЧКИ. ВЕГЕТАТИВНАЯ, ГЕНЕРАТИВНАЯ ПОЧКИ. КОНУС НАРАСТАНИЯ. УЗЕЛ. МЕЖДОУЗЛИЕ. ПАЗУХА ЛИСТА. ОЧЕРЕДНОЕ, СУПРОТИВНОЕ, МУТОВЧАТОЕ ЛИСТОРАСПОЛОЖЕНИЕ
1. Что такое побег? Из каких частей он состоит? 2. Какие виды листорасположения вы знаете? 3. Что такое почка? 4. Как различают почки? 5. Как почки располагаются на побегах? 6. Какое строение имеет вегетативная почка? 7. Чем отличаются генеративные почки от вегетативных? 8. Как происходит рост побега в длину?
Поставьте в воду ветку какого-нибудь дерева или кустарника и наблюдайте за развитием побегов из почек Запишите, когда ветка поставлена в воду, когда у нее набухли почки, раскрылись чешуи, появился побег и распустились листья.
Помимо верхушечного роста у большинства растений происходит удлинение междоузлий побега за счет вставочного роста. Например, у пшеницы, бамбука и других злаков вставочный рост происходит в результате деления и роста клеток, находящихся в основаниях всех междоузлий. Благодаря этому молодые стебли некоторых растений растут очень быстро. Например, стебли бамбука за сутки могут вырасти более чем на метр.
1. Прорастите в горшочке с землей два семени фасоли или гороха. Когда стебли у растений достигнут 7–10 см в высоту, срежьте у одного из них верхушку. Наблюдайте, что произойдет с растениями через одну-две недели.
2. Обрежьте верхушку фикуса или другого комнатного растения. Наблюдайте, как растут побеги.
Попробуйте определить названия деревьев и кустарников, растущих около вашего дома и школы, по характерным признакам их почек.
По расположению почек, их форме, величине, окраске, опушению и по некоторым другим признакам можно даже зимой определить, какое дерево или кустарник перед нами.
Почки обычно располагаются непосредственно на стебле. Исключение составляет ольха: у нее почки сидят на особых ножках. По этому признаку, а также по сережкам и маленьким шишечкам ольху легко отличить от других деревьев до распускания листьев.
Тополь узнают по его клейким смолистым заостренным почкам, обладающим своеобразным приятным запахом.
Почка ивы покрыта только одной чешуей, напоминающей колпачок.
У крушины вообще нет почечных чешуй.
77. Почки на побегах разных деревьев и кустарников
Продолговатые крупные почки рябины опушены и поэтому хорошо отличимы от почек других деревьев [77].
Почки черемухи и черной смородины обладают приятным запахом. У супротивно расположенных почек бузины, напротив, запах неприятный. Понюхав их, вы сразу отличите бузину от других кустарников.
§ 23. Внешнее строение листа
1. Какие вегетативные органы различают у цветкового растения? 2. На каком органе цветкового растения расположены листья? 3. Одинаковы ли размеры и форма листьев у разных растений?
Лист – часть побега. Он осуществляет три основные функции – фотосинтез (образование органических веществ), газообмен и испарение воды.
Форма листа. Хотя листья разных растений сильно отличаются по внешнему виду, между ними есть много общего. Большая часть листьев имеет зеленую окраску и состоит из двух частей: листовой пластинки и черешка. Черешок соединяет листовую пластинку со стеблем. Такие листья называют черешковыми. Черешковые листья имеют яблоня, вишня, клен, береза. У листьев таких растений, как алоэ, пшеница, цикорий, лен, черешков нет, они прикрепляются к стеблю основанием листовой пластинки. Их называют сидячими.
При основании черешка иногда развиваются выросты – прилистники [78].
78. Прикрепление листьев к стеблю
По форме листья бывают округлыми, овальными, сердцевидными, игольчатыми и т. д. По форме края пластинки листья также разнообразны. Например, лист яблони имеет зубчатый край, осины – пильчатый, сирени – цельнокрайний [79].
Листья простые и сложные. Простые листья, состоящие из одной листовой пластинки, характерны для березы, клена, дуба, черемухи и других растений [80].
Сложные листья состоят из нескольких листовых пластинок, соединенных с общим черешком небольшими черешками. Такие листья у ясеня, рябины и многих других [81].
79. Различные формы края листьев
80. Листья простые
81. Листья сложные
82. Жилкование листьев
Жилкование [82]. Листовые пластинки в разных направлениях пронизаны проводящими пучками, которые называют жилками.
Жилки не только проводят растворы питательных веществ, но и придают листу прочность.
Если жилки расположены параллельно одна другой, как у многих однодольных растений (пшеницы, ржи, ячменя, лука и некоторых других), такое жилкование называют параллельным.
Более широкие листья ландыша и комнатного растения аспидистры имеют дуговое жилкование, что также характерно для однодольных растений.
Сетчатое жилкование типично для листьев двудольных растений, жилки в них, как правило, многократно ветвятся и образуют сплошную сеть. Но бывают исключения: например, у двудольного подорожника жилкование дуговое, а листья однодольного растения вороний глаз имеют сетчатое жилкование.
Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение
1. Рассмотрите листья комнатных растений и образцов из гербария. Отберите простые листья. По какому признаку вы их отбираете?
2. Отберите сложные листья. По какому признаку вы это делаете? Какое жилкование у отобранных вами листьев?
3. Какое листорасположение имеют просмотренные вами растения?
4. Заполните таблицу.
ЛИСТОВАЯ ПЛАСТИНКА, ЧЕРЕШОК. ЛИСТЬЯ ЧЕРЕШКОВЫЕ И СИДЯЧИЕ. ЛИСТЬЯ ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ. ЖИЛКОВАНИЕ СЕТЧАТОЕ, ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ, ДУГОВОЕ
1. Каково внешнее строение листа? 2. Какие листья называют сложными, а какие – простыми? 3. Как однодольные растения отличаются от двудольных по жилкованию листьев? 4. Какую функцию выполняют жилки листа?
Составьте гербарий листьев с различной формой листовых пластинок и разным жилкованием.
У обитательницы тропиков виктории амазонской, родственной нашим кувшинкам, лист так велик, что на него, как на плот, может сесть трехлетний ребенок, и лист держит его на воде.
У сорного растения мокрицы листья меньше ногтя, но они содержат большое количество витаминов Поэтому их полезно давать попугаям и другим птицам в вашем живом уголке.
§ 24. Клеточное строение листа
1. Какую функцию выполняет покровная ткань? 2. Какие особенности строения имеют клетки покровной ткани? 3. Какую функцию выполняют и где расположены клетки основной ткани? 4. Что такое межклетники?
Знакомство с внутренним строением листовой пластинки поможет лучше понять значение зеленых листьев в жизни растений.
Строение кожицы. Сверху и снизу лист покрыт тонкой прозрачной кожицей, ее клетки предохраняют лист от повреждений и высыхания. Кожица — один из видов покровной ткани растения.
Среди бесцветных и прозрачных клеток кожицы встречаются расположенные парами замыкающие клетки, в цитоплазме которых содержатся зеленые пластиды – хлоропласты. Между ними находится щель. Эти клетки и щель между ними называют устьицем [83]. Через устьичную щель в лист проникает воздух и происходит испарение воды.
У большинства растений устьица находятся в основном на кожице нижней стороны листовой пластинки. На листьях водных растений, плавающих на поверхности воды, устьица находятся только на верхней стороне листа, а на подводных листьях устьиц нет вообще. Число устьиц огромно. Так, на листе липы их насчитывается более миллиона, а на листе капусты – несколько миллионов устьиц.
83. Устьице с окружающими его клетками кожицы
Строение кожицы листа
1. Возьмите кусочек листа кливии (амариллиса, пеларгонии, традесканции), надломите его и осторожно снимите с нижней стороны небольшой участок тонкой прозрачной кожицы. Приготовьте препарат так же, как препарат кожицы чешуи лука. Рассмотрите под микроскопом. (Можно использовать готовые препараты кожицы листа.)
2. Найдите бесцветные клетки кожицы. Рассмотрите их форму и строение. На какие уже известные вам клетки они похожи?
3. Найдите устьичные клетки? Чем устьичные клетки отличаются от других клеток кожицы лука?
4. Зарисуйте кожицу лука под микроскопом Отдельно зарисуйте устьице. Сделайте надписи к рисункам.
5. Сделайте вывод о значении кожицы листа.
Строение мякоти листа. Под кожицей находится мякоть листа, состоящая из клеток основной ткани [84]. Два-три слоя, непосредственно прилегающих к верхней кожице, образованы плотно прилегающими друг к другу клетками удлиненной формы. Они напоминают почти одинаковой величины столбики, поэтому верхнюю часть основной ткани листа называют столбчатой. В цитоплазме этих клеток особенно много хлоропластов.
Под столбчатой тканью лежат более округлые или неправильной формы клетки. Они неплотно прилегают друг к другу. Межклетники заполнены воздухом. Хлоропластов в этих клетках меньше, чем в клетках столбчатой ткани. Эти клетки образуют губчатую ткань.
84. Внутреннее строение листа
Строение жилок листа. Если рассматривать под микроскопом поперечный разрез листовой пластинки, в ней можно увидеть проводящие пучки листа – жилки, состоящие из сосудов, ситовидных трубок и волокон. Сильно вытянутые клетки с толстыми стенками – волокна – придают листу прочность. По сосудам передвигаются вода и растворенные в ней минеральные вещества. Ситовидные трубки в отличие от сосудов образованы живыми длинными клетками. Поперечные перегородки между ними пронизаны узкими каналами и выглядят как сита. По ситовидным трубкам из листьев передвигаются растворы органических веществ.
Клеточное строение листа
1. Изучите готовые микропрепараты среза листа Найдите клетки верхней и нижней кожицы, устьица.
2. Рассмотрите клетки мякоти листа. Какую форму они имеют? Как расположены?
3. Найдите межклетники. Каково их значение?
4. Найдите проводящие пучки листа. Какими клетками они образованы? Какие функции выполняют? Сравните микропрепараты с рисунком учебника.
5. Зарисуйте поперечный срез листа и подпишите все части.
КОЖИЦА ЛИСТА. УСТЬИЦА. ХЛОРОПЛАСТУ. СТОЛБЧАТАЯ И ГУБЧАТАЯ ТКАНИ. МЯКОТЬ ЛИСТА. ПРОВОДЯЩИЙ ПУЧОК. СОСУДЫ. СИТОВИДНЫЕ ТРУБКИ. ВОЛОКНА
1. Какие клетки образуют листовую пластинку? 2. Какое значение имеет кожица листа? Клетками какой ткани она образована? 3. Что такое устьица и где они расположены? 4. Какое строение имеют клетки мякоти листа? К какому типу тканей они относятся? 5. В каких клетках листа особенно много хлоропластов? 6. Какую функцию выполняют проводящие пучки листа? Клетками каких тканей они образованы?
Поместите две луковицы в банки с водой так, чтобы вода касалась их основания. Одну банку поставьте в темное место, а другую – в освещенное. Наблюдайте за ростом листьев. Как они различаются? Почему?
Число и расположение устьиц на верхней и нижней поверхности листьев связано с условиями, в которых произрастают растения.
Число устьиц у разных растений на 1 мм2 поверхности листа
Чем больше загрязнен воздух, тем меньше число устьиц: у листьев, собранных с деревьев, растущих в пригородах, где воздух относительно чистый, на единицу поверхности листа приходится в 10 раз больше устьиц, чем у листьев деревьев сильно загрязненных промышленных районов.
§ 25. Влияние факторов среды на строение листа. Видоизменения листьев
1. Что изучает экология? 2. Какие факторы среды могут оказать влияние на растение? 3. Вспомните, какие различия имеют одуванчики, растущие на открытом месте при недостатке влаги и в тени на хорошо увлажненной почве.
Форма, размеры и строение листьев в значительной степени зависят от условий обитания растений.
Листья и фактор влажности. Листья растений влажных мест, как правило, крупные с большим количеством устьиц. С поверхности этих листьев испаряется много влаги. К таким растениям относятся часто выращиваемые в комнатах монстера, фикус, бегония.
Листья растений засушливых мест невелики по размеру и имеют приспособления, уменьшающие испарение. Это густое опушение, восковой налет, относительно небольшое число устьиц и др. У некоторых растений, например у алоэ, агавы, листья мягкие и сочные. В них запасается вода.
Листья и условия освещения. Листья теневыносливых растений имеют всего два-три слоя округлых, неплотно прилегающих друг к другу клеток. Крупные хлоропласты расположены в них так, что не затеняют друг друга. Теневые листья, как правило, более тонкие и имеют более темную зеленую окраску, так как содержат больше хлорофилла.
У растений открытых мест мякоть листа насчитывает несколько слоев плотно прилегающих друг к другу столбчатых клеток. В них содержится меньше хлорофилла, поэтому световые листья имеют более светлую окраску. Те и другие листья иногда можно встретить и в кроне одного и того же дерева [85].
85. Световой и теневой листья сирени
86. Видоизменения листьев
Видоизменения листьев. В процессе приспособления к условиям окружающей среды листья у некоторых растений видоизменились потому, что стали играть роль не свойственную типичным листьям. Например, у барбариса часть листьев видоизменилась в колючки. Превратились в колючки и листья кактусов. Они испаряют меньше влаги и защищают растения от поедания травоядными животными [86].
У гороха верхние части листьев превращены в усики. Они служат для поддержания стебля растения в вертикальном положении.
Интересны листья насекомоядных растений, обитающих на почвах, бедных азотистыми веществами. На торфяных болотах растет небольшое растение росянка [87]. Ее листовые пластинки покрыты волосками, выделяющими клейкую жидкость. Блестящие, как роса, клейкие капельки привлекают насекомых. Севшие на лист насекомые увязают в клейкой жидкости. Сначала волоски, а затем и пластинка листа загибаются и охватывают жертву. Когда пластинка и волоски листа вновь развернутся, от насекомого останутся лишь его покровы. Все живые ткани насекомого лист растения «переварит» и всосет.
87. Росянка круглолистная
СВЕТОВЫЕ ЛИСТЬЯ. ТЕНЕВЫЕ ЛИСТЬЯ. ВИДОИЗМЕНЕНИЯ ЛИСТА
1. Можно ли по внешнему виду различить растения влажных мест и засушливых районов? 2. Докажите, что строение листа связано с условиями обитания растений. 3. Почему у плавающих листьев водных растений устьица расположены только на верхней стороне листа, а у погруженных в воду листьев устьиц совсем нет? 4. Каково значение видоизмененных листьев в жизни растений? Приведите примеры таких листьев. 5. Объясните, почему в кроне одного дерева световые листья сходны по строению с листьями растений открытых мест, а теневые – с листьями теневыносливых растений.
Рассмотрите несколько комнатных растений. Постарайтесь определить, в каких условиях они произрастали на своей родине. На основании каких признаков вы сделали свой вывод?
Приготовьте и рассмотрите под микроскопом препараты листьев алоэ, традесканции, узамбарской фиалки и других растений.
Среди кактусов только пейреския (часто выращивается в комнатах) имеет настоящие листья, опадающие во время засухи.
У таких типичных степных и полупустынных растений, как ковыли, устьица находятся на верхней стороне листа, а лист в условиях недостатка влаги способен свертываться в трубку. Устьица тогда оказываются внутри трубки и изолируются от окружающего сухого воздуха. В полости трубки концентрация водяных паров повышается, что приводит к ослаблению испарения [88].
88. Лист ковыля
§ 26. Строение стебля
1. Что называют побегом? 2. Какие функции выполняют механическая, проводящая, покровная ткани? 3. Какие стебли имеют известные вам растения? 4. Чем различаются стебли деревьев, кустарников, трав?
Стебель — осевая часть побега растения, он проводит питательные вещества и выносит листья к свету. В стебле могут откладываться запасные питательные вещества. На нем развиваются листья, цветки, плоды с семенами.
89. Разнообразие стеблей
Разнообразие стеблей. Различают два основных типа стеблей: травянистые и деревянистые.
Травянистые стебли существуют обычно один сезон. Это нежные гибкие стебли трав и молодые побеги древесных пород. Деревянистые стебли приобретают твердость благодаря отложению в оболочке их клеток особого вещества – лигнина. Одревеснение происходит у стеблей деревьев и кустарников начиная со второй половины лета первого года их жизни.
Травянистые растения лучше приспособлены к меняющимся условиям среды, их формы очень разнообразны. Они растут в воде и в очень засушливых местах, в жарких тропиках и в районах вечной мерзлоты.
По направлению роста стебли делят на прямостоячие, вьющиеся, лазающие, ползучие [89].
У большинства растений стебли прямостоячие, они растут вертикально вверх. Прямостоячие стебли имеют хорошо развитую механическую ткань, они могут быть одревесневшими (береза, яблоня) или травянистыми (подсолнечник, кукуруза).
90. Слои на стволе спиленного дерева
Вьющиеся стебли, поднимаясь вверх, обвивают опору (вьюнок полевой, фасоль, хмель).
Лазающие стебли поднимаются вверх, цепляясь за опору усиками (виноград, горох) или придаточными корнями, отрастающими от стебля (плющ).
Ползучие стебли стелются по земле и могут укореняться в узлах (земляника, лапчатка).
Внутреннее строение стебля. На поперечном срезе ветви или спила дерева легко различить следующие участки: кору, камбий, древесину и сердцевину [90].
Молодые (однолетние) стебли снаружи покрыты кожицей, которая затем замещается пробкой, состоящей из мертвых клеток, заполненных воздухом. Кожица и пробка – покровные ткани. Они защищают расположенные глубже клетки стебля от излишнего испарения, различных повреждений, от проникновения внутрь атмосферной пыли с микроорганизмами, вызывающими заболевания растений.
В кожице стебля, как и в кожице листа, имеются устьица, через которые происходит газообмен. В пробке развиваются чечевички — маленькие бугорки с отверстиями, хорошо заметные снаружи, особенно у бузины, дуба и черемухи. Чечевички образованы крупными клетками основной ткани с большими межклетниками. Через них осуществляется газообмен [91].
91. Поперечный срез ветви под микроскопом
У некоторых деревьев образуются толстые слои пробки. Особенно мощная пробка развивается на стволе пробкового дуба. Ее используют для разных хозяйственных нужд.
Под кожицей и пробкой находятся клетки коры, которые могут содержать хлорофилл, – это основная ткань. Внутренний слой коры называют лубом.
В его состав входят ситовидные трубки, толстостенные лубяные волокна и группы клеток основной ткани.
Ситовидные трубки — это вертикальный ряд вытянутых живых клеток, у которых поперечные стенки пронизаны отверстиями (как у сита), ядра в этих клетках разрушились, а цитоплазма прилегает к оболочке. Это проводящая ткань луба, по которой перемещаются растворы органических веществ.
Лубяные волокна, вытянутые клетки с разрушенным содержимым и одревесневшими стенками, представляют механическую ткань стебля. В стеблях льна, липы и некоторых других растений лубяные волокна развиты особенно хорошо и очень прочны. Из лубяных волокон льна изготавливают льняное полотно, а из лубяных волокон липы – мочало и рогожу.
92. Влияние условий жизни на рост дерева в толщину
Плотный, самый широкий слой, лежащий глубже, – это древесина — основная часть стебля. Она образована клетками разной формы и величины: сосудами проводящей ткани, древесинными волокнами механической ткани и клетками основной ткани.
Все слои клеток древесины, образовавшиеся весной, летом и осенью, составляют годичное кольцо прироста.
Мелкие осенние клетки отличаются от крупных весенних клеток древесины следующего года, находящихся рядом с ними. Поэтому граница между соседними годичными кольцами на поперечном срезе древесины у многих деревьев хорошо заметна. Подсчитав с помощью лупы число годичных колец, можно определить возраст спиленного дерева или срезанной ветки.
По толщине годичных колец можно узнать, в каких условиях росло дерево в разные годы жизни. Узкие годичные кольца свидетельствуют о недостатке влаги, о затенении дерева и о его плохом питании [92].
Между корой и древесиной залегает камбий. Он состоит из узких длинных клеток образовательной ткани с тонкими оболочками. Невооруженным глазом его обнаружить нельзя, но можно почувствовать, содрав часть коры с поверхности древесины и проведя пальцами по обнажившемуся месту. Клетки камбия при этом разрываются, и их содержимое вытекает, увлажняя древесину.
Весной и летом камбий энергично делится, и в результате в сторону коры откладываются новые клетки луба, а в сторону древесины – новые клетки древесины. Происходит рост стебля в толщину. При делении камбия клеток древесины образуется значительно больше, чем луба. Осенью деление клеток замедляется, а зимой прекращается полностью.
В центре стебля находится более рыхлый слой – сердцевина, в которой откладываются запасы питательных веществ, хорошо заметная, например, у осины, бузины и некоторых других растений. У березы и дуба она очень плотная, и границу с древесиной рассмотреть трудно. Сердцевина состоит из крупных клеток основной ткани с тонкими оболочками. У некоторых растений между клетками находятся большие межклеточные пространства. Такая сердцевина очень рыхлая.
От сердцевины в радиальном направлении через древесину и луб проходят сердцевинные лучи. Они состоят из клеток основной ткани и выполняют запасающую и проводящую функции.
Внутреннее строение ветки дерева
1. Рассмотрите ветку, найдите чечевички (бугорки с отверстиями). Какую роль в жизни дерева они играют?
2. Приготовьте поперечный и продольный срезы ветки. С помощью лупы рассмотрите слои стебля на срезах. Используя учебник, определите название каждого слоя.
3. Иглой отделите кору, попробуйте ее изогнуть, сломать, растянуть. Прочитайте в учебнике, как называется наружный слой коры. Что такое луб, где он расположен, каково его значение для растения?
4. На продольном срезе рассмотрите кору, древесину, сердцевину. Испытайте каждый слой на прочность.
5. Отделите кору от древесины, проведите пальцем по древесине. Что вы ощущаете? Прочитайте в учебнике об этом слое и его значении.
6. Зарисуйте поперечный и продольный срезы ветки и подпишите названия каждой части стебля.
7. На спиле древесного стебля найдите древесину, подсчитайте с помощью лупы число годичных колец и определите возраст дерева.
8. Рассмотрите годичные кольца. Одинаковы ли они по толщине? Объясните, чем отличается древесина, образовавшаяся весной, от древесины более позднего времени года.
9. Установите, какие слои древесины старше по возрасту – лежащие ближе к середине или к коре. Объясните, почему вы так считаете.
Строение стебля травянистых растений отличается от строения стебля древесных пород. У травянистых растений клетки не одревесневают, а механические ткани развиты слабо. В стеблях трав хорошо развиты клетки основной ткани.
В стеблях двудольных есть образовательная ткань камбий, а стебли однодольных растений не имеют камбия, поэтому они почти не растут в толщину.
ТРАВЯНИСТЫЙ СТЕБЕЛЬ. ДЕРЕВЯНИСТЫЙ СТЕБЕЛЬ. ПРЯМОСТОЯЧИЙ, ВЬЮЩИЙСЯ, ЛАЗАЮЩИЙ, ПОЛЗУЧИЙ СТЕБЛИ. ЧЕЧЕВИЧКИ. ПРОБКА. КОРА. ЛУБ. СИТОВИДНЫЕ ТРУБКИ. ЛУБЯНЫЕ ВОЛОКНА. КАМБИЙ. ДРЕВЕСИНА. СЕРДЦЕВИНА. СЕРДЦЕВИННЫЕ ЛУЧИ
1. Каково внутреннее строение стебля дерева или кустарника? 2. Какое значение имеют кожица и пробка? 3. Где расположен луб и из каких клеток он состоит? 4. Что такое камбий? Где он расположен? 5. Какие слои видны на поперечном срезе стебля при рассматривании невооруженным глазом и с помощью микроскопа? 6. Что такое годичные кольца? Что можно определить по годичным кольцам? Почему у многих тропических растений годичных колец не видно?
1. Рассмотрите чечевички на ветвях бузины, черемухи, дуба и других деревьев и кустарников.
2. Определите возраст какого-либо спиленного дерева по годичным кольцам. Сделайте рисунок спила. Укажите на рисунке сторону, которая у дерева была обращена к северу.
3. Возьмите ветки яблони, багульника (рододендрона сибирского), вишни и поставьте их в сосуд с водой в теплом светлом помещении. Подливайте в сосуд свежую воду. Через полторы-две недели на ветках распустятся цветки. Используйте их при изучении строения цветка.
У большинства деревьев на смену гладкой пробке приходит трещиноватая корка Она состоит из чередующихся слоев пробки и других отмерших тканей коры.
У плодовых деревьев корка обычно образуется на 6–8-м, у липы – на 10–12-м, у дуба – на 25–30 году жизни. У некоторых деревьев (платан, эвкалипт) корка вообще не образуется.
Карликовые деревца можжевельника в тундре имеют ствол толщиной всего 8 см, американские секвойи достигают 10 м в поперечнике у основания ствола, а наши дубы – свыше 1 м.
По годичным кольцам удалось установить, что наиболее долговечными деревьями можно считать баобаб и драцену, в Африке найдены экземпляры, возраст которых около 6 тыс. лет.
В нашей стране наиболее долговечны кипарисы – 3 тыс. лет; дубы, каштаны, кедры – 2 тыс. лет; ель – 1,6 тыс. лет; липа – 1 тыс. лет.
iknigi.net
ВПР по биологии 2019 — 6 класс — вариант 3
1. Рассмотрите фотографии с изображением различных объектов живой природы.
1.1. Подпишите под каждой фотографией соответствующее название объекта живой природы, используя слова из предложенного списка: кишечнополостные, мхи, папоротники, водоросли.
Ответ
А – папоротники Б – мхи В – водоросли Г – кишечнополостные
1.2. Три из изображённых на фотографиях объекта живой природы объединены общим признаком. Выпишите название объекта, «выпадающего» из этого ряда. Объясните свой выбор.
Ответ
1) Объект: кишечнополостные;
2) Объяснение, например: кишечнополостные – животные.
2.1. Рассмотрите рисунок с изображением последовательности приготовления препарата кожицы чешуи лука (рис. 1). Что обозначено на рисунке буквой А?
Ответ
предметное стекло
2.2. С какой целью используют это оборудование в исследовании?
Ответ
для размещения объекта
2.3. Сергей рассматривал под микроскопом участок корня и сделал рисунок (рис. 2). Какую зону корня он обозначил на рисунке цифрой 2?
зона деления
2.4. Рисунок 2 был выполнен при работе с микроскопом, на котором указано:
- увеличение окуляра – 10;
- увеличение объектива – 40.
Какое общее увеличение даёт данный микроскоп?
3. Выберите из предложенного списка и вставьте в текст пропущенные слова (словосочетание), используя для этого их цифровые обозначения. Впишите номера выбранных слов (словосочетания) на места пропусков в тексте.
Процессы жизнедеятельности
Для процессов жизнедеятельности всем клеткам растения необходима энергия, которую они получают при дыхании. При дыхании кислород необходим растениям для расщепления _______(А) веществ. После их расщепления образуются _______(Б) и вода. При фотосинтезе образуются органическое вещество глюкоза и _______(В). Обмен газами при дыхании и фотосинтезе осуществляют устьица, расположенные в кожице листа.
Список слов (словосочетание):
- хлорофилл
- дыхание
- кислород
- углекислый газ
- минеральные
- органические
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
4. На представленном ниже рисунке исследователь зафиксировал свои наблюдения за кукурузой. Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы.
4.1. Какое общее свойство организмов иллюстрируют изменения, происходящие с растением?
Ответ
рост И/ИЛИ развитие
4.2. За счёт чего происходят эти изменения?
Ответ
деление клеток И/ИЛИ рост клеток
4.3. Какой орган обеспечивает воздушное питание кукурузы?
Ответ
лист И/ИЛИ стебель
5. Рассмотрите изображение клетки и выполните задания.
5.1. Покажите стрелками и подпишите на рисунке цитоплазму, ядро, митохондрию.
Ответ
5.2. Какую функцию в клетке выполняет митохондрия?
Ответ
Образование энергии для жизнедеятельности клетки;
ИЛИ в митохондрии образуется вещество, которое является источником энергии.
5.3. Где в клетке расположены хромосомы?
6. Мария и Владимир собрали образцы растений и подготовили их для гербария. Для каждого растения им необходимо оставить «паспорт», соответствующий положению этого растения в общей классификации организмов. Помогите ребятам записать в таблицу слова (словосочетание) из предложенного списка в такой последовательности, чтобы получился «паспорт» растения, изображённого на
фотографии.
Список слов (словосочетание):
- Кувшинка белая
- Кувшинка
- Покрытосеменные (Цветковые)
- Растения
Царство | Отдел | Род | Вид |
---|---|---|---|
Ответ
Царство | Отдел | Род | Вид |
---|---|---|---|
Растения | Покрытосеменные (Цветковые) | Кувшинка | Кувшинка белая |
7. На диаграмме показано соотношение количества видов разных систематических групп организмов.
7.1. Какая из указанных систематических групп, не относящаяся к растениям, представлена наибольшим количеством видов?
7.2. Какова роль этой группы организмов в природе? Укажите одну роль.
Ответ
Грибы разрушают остатки растений и животных;
ИЛИ служат пищей для животных;
ИЛИ вызывают болезни растений и животных.
8. Известно, что для развития плесени (микроскопических грибов) необходимы определённые условия. Алексей решил выяснить роль одного из таких условий, проведя следующий опыт. Он взял два одинаковых блюдца и положил на каждое по два десятка свежих ягод крыжовника. Одно блюдце он поместил в шкаф, а другое убрал в холодильник и стал наблюдать. Через несколько дней Алексей обнаружил, что сначала плесень появилась на ягодах в шкафу, а спустя ещё некоторое время – на плодах, которые были в холодильнике.
8.1. Влияние какого условия на развитие плесени иллюстрирует данный опыт?
Ответ
влияние тепла / температуры
8.2. Сформулируйте вывод о влиянии этого условия на развитие плесени.
Ответ
Температура замедляет или ускоряет развитие плесени;
ИЛИ температура влияет на развитие плесени;
ИЛИ развитие плесени замедляется при воздействии низких температур.
8.3. Используя рисунки, решите, какое из условий опыта, проведённого Алексеем, является обязательным для развития плесени. Обоснуйте свой ответ.
Ответ
1) ответ на вопрос: наличие ягод, так как плесень образовалась в обоих блюдцах;
2) обоснование, например: для развития микроскопических грибов (плесени) необходимы питательные вещества, которые содержатся в ягодах.
9. Растения по-разному относятся к свету, теплу и влаге, и это учитывается цветоводами при разведении различных растений.
9.1. Опишите особенности растений амариллиса и традесканции, которые необходимо учитывать при их разведении в домашних условиях, используя для этого таблицу условных обозначений.
Ответ
Амариллис: | Традесканция: |
---|---|
1) выносливое; 2) комнатная температура; 3) увлажнённая почва; 4) прямые солнечные лучи; | 1) выносливое; 2) комнатная температура; 3) увлажнённая почва; 4) полутень. |
9.2. По каким из приведённых в описании позиций эти растения имеют одинаковые характеристики содержания?
Ответ
1) амариллис и традесканция – выносливые растения;
2) для содержания необходима комнатная температура.
3) для содержания необходима увлажнённая почва.
10.1. Рассмотрите изображения животных: паук, медведка, рак. Подпишите их названия под соответствующими изображениями.
Под каждым названием животного подпишите название среды обитания взрослой формы организма: наземно-воздушная, водная, почвенная.

Ответ
10.2. Рассмотрите схему, отражающую развитие животного мира Земли.

1 – Простейшие
2 – Губки
3 – Кишечнополостные
4 – Плоские черви
5 – Кольчатые черви
6 – Моллюски
7 – Паукообразные
8 – Ракообразные
9 – Насекомые
10 – Иглокожие
11 – Рыбы
12 – Земноводные
13 – Пресмыкающиеся
14 – Птицы
15 – Млекопитающие
Под каким номером на схеме указаны группы организмов, к которым относят изображённых на фотографиях животных? Запишите в таблицу номера соответствующих групп.
Паук | Медведка | Рак |
Ответ
Паук | Медведка | Рак |
паук — 7 | медведка — 9 | рак — 8 |
10.3. К какой группе животных их относят?
Ответ
Членистоногие
shkolnaiapora.ru
Образец ВПР 2019 по биологии 6 класс
Образец ВПР 2019 по биологии 6 класс с ответами. Всероссийская проверочная работа 2019 года по биологии 6 класс, содержит 10 заданий. На выполнение работы по биологии дается 45 минут.
1. Рассмотрите фотографии с изображением представителей различных объектов природы
1.1. Подпишите их названия, используя слова из предложенного списка: бактерии, вирусы, растения, животные.
1.2. Три из изображённых на фотографиях объекта объединены общим признаком. Выпишите название объекта, «выпадающего» из общего ряда. Объясните свой выбор.
2. 2.1. Рассмотрите изображение микроскопа (рис. 1). Что обозначено на рисунке буквой А?
2.2. Какую роль играет эта часть микроскопа при работе с ним?
2.3. Ольга рассмотрела кожицу листа одуванчика под микроскопом и сделала рисунок (рис. 2). Что она изобразила на рисунке под цифрой 1?
2.4. Рисунок 2 был выполнен при работе с микроскопом, на котором указано:
– увеличение окуляра – 10;
– увеличение объектива – 40.
Какое общее увеличение даёт данный микроскоп?
3. Выберите из предложенного списка и вставьте в текст пропущенные слова, используя для этого их цифровые обозначения. Впишите номера выбранных слов на места пропусков в тексте.
Строение клетки
Клетка имеет две обязательные части: клеточную мембрану, _______(А) и генетический аппарат. В клетках растений, животных и грибов генетический аппарат окружён мембраной и называется _______(Б). Для растительных клеток важнейшее значение имеют пластиды, окрашенные в зелёный цвет, − _______(В).
Список слов:
1) хлоропласт
2) цитоплазма
3) жгутик
4) ядро
5) митохондрия
6) вакуоль
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
4. В изображённом на рисунке опыте экспериментатор прикасается острым предметом к телу гидры – кишечнополостного животного.
4.1. Какое изменение произошло с телом гидры?
4.2. Какое свойство организмов иллюстрирует этот опыт?
4.3. Какие клетки животного обеспечивают данное свойство?
5. Рассмотрите изображение цветка и выполните задания.
5.1. Покажите стрелками и подпишите на рисунке чашелистик, пыльник, завязь.
5.2. Какую функцию в цветке выполняет завязь?
5.3. Назовите клетку, которая образуется в завязи.
6. Анна и Владимир собрали и подготовили для гербария образцы растений. Для каждого растения им необходимо составить «паспорт», соответствующий положению этого растения в общей классификации организмов. Помогите ребятам записать в таблицу слова из предложенного списка в такой последовательности, чтобы получился «паспорт» растения, изображённого на фотографии.
Список слов:
1) Покрытосеменные (цветковые)
2) Ромашка аптечная
3) Ромашки
4) Растения
Царство | Отдел | Род | Вид |
7. На графике показан рост древесного растения умеренного климата в течение нескольких лет.
7.1. Определите максимальную высоту растения на третий год жизни.
7.2. Как можно объяснить наличие периодов в жизни растения, когда его рост в высоту резко замедлялся?
8. Известно, что для прорастания семян необходимы определённые условия. Сергей решил выяснить роль одного из таких условий, проведя следующий опыт. Он взял два одинаковых стакана, в которых было немного воды, положил в каждый по 15 семян гороха, причём в один он насыпал немного земли (рис. 1). Оба стакана он поставил на столе в комнате. Через несколько дней Сергей наблюдал следующую картину (рис. 2).
8.1. Влияние какого условия на прорастание семян изучал Сергей?
8.2. Используя рисунки, сформулируйте вывод о влиянии этого условия на прорастание семян.
8.3. Какое из условий опыта, проведённого Сергеем, является необходимым для прорастания семян? Обоснуйте свой ответ.
9. Растения по-разному относятся к свету, теплу и влаге, и это учитывается цветоводами при разведении различных растений.
9.1. Опишите особенности растений агавы и фиалки, которые необходимо учитывать при их разведении в домашних условиях, используя для этого таблицу условных обозначений.
9.2. По каким из приведённых в описании позиций эти растения имеют одинаковые
характеристики?
10. 10.1. Рассмотрите изображения животных: майский жук, крот, гребешок. Подпишите их названия под изображениями.
Под каждым названием подпишите название среды обитания взрослой формы животного: наземно-воздушная, водная, почвенная.
Название | |||
Среда обитания |
10.2. Рассмотрите схему, отражающую развитие животного мира Земли.
1 – Простейшие
2 – Кишечнополостные
3 – Плоские черви
4 – Кольчатые черви
5 – Моллюски
6 – Ракообразные
7 – Насекомые
8 – Иглокожие
9 – Рыбы
10 – Земноводные
11 – Пресмыкающиеся
12 – Птицы
13 – Млекопитающие
Какими цифрами на схеме обозначены группы организмов, к которым относят изображённых на фотографиях животных? Запишите в таблицу номера соответствующих групп.
Майский жук | Крот | Гребешок |
10.3. Какое из этих животных относят к позвоночным?
Ответы на Образец ВПР 2019 по биологии 6 класс
1.1.
А – вирусы
Б – растения
В – животные
Г – бактерии
1.2.
1) объект: вирус;
2) объяснение: это неклеточная форма жизни
2.1. зеркало
2.2. регулирование освещённости
2.3. устьице / замыкающие клетки
2.4. 400
3. 241
4.1. сжалось
4.2. раздражимость ИЛИ рефлекс
4.3. нервные клетки ИЛИ нейроны
5.1. пыльник, завязь, чашелистик
5.2. защита семязачатка от высыхания ИЛИ защита от низких температур ИЛИ защита от поедания насекомыми
5.3. яйцеклетка
6.
царство – Растения
отдел – Покрытосеменные (цветковые)
род – Ромашки
вид – Ромашка аптечная
ИЛИ
4132
7.1. 2,5 метра
7.2. Замедление роста связано со сменой сезонов (осень, зима)
8.1. наличие почвы
8.2. наличие почвы не влияет на прорастание семян ИЛИ прорастание семян не зависит от наличия почвы
8.3.
1) ответ на вопрос (условие опыта): наличие воды ИЛИ наличие воды, так как семена проросли в обоих стаканах;
2) обоснование: вода участвует в обмене веществ ИЛИ семенная кожура в присутствии влаги набухает; питательные вещества, растворённые в воде, поступают к зародышу.
9.1. условия выращивания растений:
агава:
1) выносливое;
2) комнатная температура;
3) сухая земля;
4) прямые солнечные лучи;
фиалка:
1) выносливое;
2) комнатная температура;
3) наличие воды в поддоне;
4) рассеянный свет
9.2.
1) агава и фиалка – выносливые растения;
2) для выращивания необходима комнатная температура
10.1.
Название: Гребешок, Майский жук, Крот
Среда обитания: водная, наземно-воздушная, почвенная
10.2.
майский жук – 7
крот – 13
гребешок – 5
10.3. крот
testschool.ru
ВПР по биологии 2019 — 6 класс — вариант 4
1. Рассмотрите фотографии с изображением различных объектов живой природы.
1.1. Подпишите под каждой фотографией соответствующее название объекта живой природы, используя слова из предложенного списка: хвощи, папоротники, лишайники, покрытосеменные.
Ответ
А – папоротники Б – покрытосеменные В – лишайники Г – хвощи
1.2. Три из изображённых на фотографиях объекта живой природы объединены общим признаком. Выпишите название объекта, «выпадающего» из этого ряда. Объясните свой выбор.
Ответ
1) Объект: лишайники;
2) Объяснение, например: лишайники не являются растениями, их тела образованы нитями грибов и зелёными водорослями.
2.1. Рассмотрите рисунок штативной лупы (рис. 1). Что обозначено на рисунке буквой А?

Ответ
зеркало
2.2. Какую функцию выполняет указанная Вами часть лупы?
Ответ
служит для регулирования освещённости
2.3. Катерина рассматривала с помощью штативной лупы пойманное ею животное и сделала рисунок (рис. 2). К какой систематической группе относят изображённое на рисунке животное?
Ответ
Членистоногие/Беспозвоночные/Ракообразные
2.4. Рисунок 2 был выполнен при работе со штативной лупой, на которой указано: увеличение окуляра – 10.
Какое увеличение даёт данная штативная лупа?
3. Выберите из предложенного списка и вставьте в текст пропущенные словосочетания (слово), используя для этого их цифровые обозначения. Впишите номера выбранных словосочетаний (слова) на места пропусков в тексте.
Питание растений
Работа корней обеспечивает поступление в клетки растения воды и неорганических веществ. Поглощённые с помощью _______(А) растворы минеральных веществ транспортируются по восходящему пути ко всем органам. В клетках листа происходит фотосинтез, в результате которого образуется глюкоза. По нисходящему пути транспортируются растворы _______(Б), которые поступают ко всем клеткам растения. Транспорт веществ по нисходящему и восходящему путям обеспечивает ________(В).
Список слов (словосочетание):
- запасающая ткань
- проводящая ткань
- корневой волосок
- органические вещества
- неорганические вещества
- устьица
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
4. На представленных ниже рисунках изображена домашняя лошадь. Рассмотрите рисунки и ответьте на вопросы.
4.1. Какое общее свойство организмов иллюстрируют данные рисунки?
Ответ
движение ИЛИ бег
4.2. За счёт каких внутренних органов тела возможно данное свойство?
Ответ
за счёт мышц, прикреплённых к костям ИЛИ за счёт мышц
4.3. К какой группе позвоночных животных относят домашнюю лошадь?
Ответ
Млекопитающие/Непарнокопытные
5. Рассмотрите изображение бактериальной клетки и выполните задания.

5.1. Покажите стрелками и подпишите на рисунке ядерное вещество, жгутик, цитоплазму.
Ответ
5.2. Какие функции в бактериальной клетке выполняет ядерное вещество? Укажите одну из них.
Ответ
Обеспечивает контроль за всеми процессами жизнедеятельности клетки;
ИЛИ сохраняет сходство родителей и потомства.
5.3. Какая клеточная структура обеспечивает подвижность бактерии?
6. Екатерина и Александр собрали образцы растений и подготовили их для гербария. Для каждого растения им необходимо составить «паспорт»,
соответствующий положению этого растения в общей классификации организмов. Помогите ребятам записать в таблицу слова (словосочетание) из предложенного списка в такой последовательности, чтобы получился «паспорт» растения, изображённого на фотографии.
Список слов (словосочетание):
- Покрытосеменные (Цветковые)
- Тюльпан Шренка
- Тюльпан
- Растения
Царство | Отдел | Род | Вид |
---|---|---|---|
Ответ
Царство | Отдел | Род | Вид |
---|---|---|---|
Растения | Покрытосеменные (Цветковые) | Тюльпан | Тюльпан Шренка |
7.На диаграмме показано содержание неорганических и органических веществ в клетке.
7.1. Какие из указанных органических веществ представлены в клетке в наибольшем количестве?
7.2. Каково значение этих веществ в клетке? Укажите одно значение.
Ответ
Входят в состав клеточных структур;
ИЛИ регулируют процессы жизнедеятельности клетки.
8. Александр, будучи членом биологического кружка, поставил опыт с растением традесканция. Для этого он взял два срезанных побега растения и поместил их в стеклянные прозрачные банки с водой. При этом в одну из банок он налил немного растительного масла. Примерно через неделю в банке без масла на той части побега, которая находилась в воде, стали образовываться придаточные корни.
8.1. Влияние какого фактора на образование корней у растения иллюстрирует этот опыт?
Ответ
наличие воздуха
8.2. С какой целью Александр налил масло в одну из банок при проведении этого опыта?
Ответ
С целью исключить поступление воздуха/кислорода в воду.
8.3. Какие дополнительные условия необходимы для правильного развития корней? Укажите не менее двух условий.
Ответ
1) наличие питательных веществ, образующихся в листе на свету;
2) наличие минеральных солей.
9. Растения по-разному относятся к свету, теплу и влаге, и это учитывается цветоводами при разведении различных растений.
9.1. Опишите особенности растений фуксии и кактуса мамиллярии, которые необходимо учитывать при их разведении в домашних условиях, используя для этого таблицу условных обозначений.
Ответ
Фуксия: | Мамиллярия: |
---|---|
1) капризное; 2) комнатная температура; 3) увлажнённая почва; 4) рассеянный свет; | 1) выносливое; 2) комнатная температура; 3) сухая почва; 4) прямые лучи. |
9.2. По каким из приведённых в описании позиций эти растения имеют различные характеристики содержания?
Ответ
1) по выносливости: фуксия капризное растение, а мамиллярия – выносливое;
2) по отношению к свету: фуксия предпочитает рассеянный свет, а мамиллярия – прямые лучи;
3) по отношению к режиму полива: фуксия нуждается в увлажнённой почве, а мамиллярия – в сухой.
10.1. Рассмотрите изображения растений: кукушкин лён, ламинария, томат. Подпишите их названия под соответствующими изображениями.
Под каждым названием растения укажите среду его обитания: наземно-воздушная, водная.

Ответ
10.2. Рассмотрите схему, отражающую развитие растительного мира Земли.

1 – Зелёные водоросли
2 – Красные водоросли
3 – Бурые водоросли
4 – Мхи
5 – Плауны
6 – Папоротники
7 – Хвощи
8 – Голосеменные
9 – Однодольные
10 – Двудольные
Под каким номером на схеме указаны группы организмов, к которым относят изображённые на рисунках растения? Запишите в таблицу номера соответствующих групп.
Кукушкин лён | Ламинария | Томат |
Ответ
Кукушкин лён | Ламинария | Томат |
4 | 3 | 10 |
10.3. У какого из этих растений образуются семена?
Ответ
у томата
shkolnaiapora.ru